«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

В.М. Блинов ФЕНОМЕН ДОБРОТЫ (О Д.А. Рзаеве) В текущей жизни мы себя осознаем со­ всем не так, как это будет через годы... Не­ годовал - кипел от гнева на районного воен­ кома Джалал, хотя первая их встреча была мирной. Должиков (спасибо, хоть фамилию память сохранила) внимательно смотрел на длинноухого, ну совсем еще подростка, и тихим голосом пояснял, несмотря на то что никого в кабинете не было: «С твоими родителями и мечтать нечего о летном училище.... Если в пехоту, рядовым - еще посмотрим». Потом три раза приходил Джалал в военкомат, но уже в компании с другими но­ вобранцами. Встречи неизменно заканчивались построением и командой: «Рзаев, вый­ ти из строя! Остальным - шагом марш!» И Джалал снова вскипал от обиды, непонимания, от неприятия его горячего же­ лания: «Родина в опасности - какие еще разговоры?» Но военком молча гнул свое. На­ конец объяснились. Измотанный бесконечной, чуть не круглосуточной вербовкой, Дол­ жиков устало произнес: «Пойми, сынок. У тебя 10 классов образования. Должна быть жизнь впереди. Войной и так вся интеллигенция повыбита». Через 60 с лишним лет он вспоминает ничем не выдающегося, каким были ты­ сячи, военкома с теплой грустью. Тот - в одном ряду памяти с отцом, который ушел в небытие времени, оставив в душе и сердце еще мальчика рубец на долгую-долгую жизнь. Да и как забудешь то страшное утро в Баку? Открыв глаза, Джалал оцепенел от невероятности происходящего. Какие-то лю­ ди в военной форме обрушили книги с этажерки, в беспорядке разметались по комнате листы бумаги. Позже 10-летнему подростку объяснят, что это называется «обыск». А тогда в память впечатались последние слова отца: «Я люблю Советскую власть, не ви­ новат перед ней. Дети пусть учатся, станут людьми». Они, наверное, в чем-то были похожи - военком и отец, хотя судьба у каждого разная. Отца сразила пуля - не врага, своих же, кому он безмерно верил... Как выжить, не обозлиться на весь мир с горестным грузом несправедливости на дне души? Всю жизнь Джалал Ахмедович отвечает на этот вопрос. «Среди моих родственников были выдающиеся военноначальники. Генерал- майор Асланбек Туганов обеспечивал охрану русского царя. Конечно, гордился я, по­ тому и сам хотел военным стать», - рассказывает Рзаев и резко подытоживает: «А те­ перь я войну ненавижу». Слушая его, ловлю себя на мысли: мы-то порой готовы обидеться на всех и вся из-за незначительного пустяка, словно капризные дети. И устраиваем близким, а то и не совсем близким людям, скандалы - волосы дыбом встанут... Я не знаю, как передать словами доброту, которую в Рзаеве отмечают все: сту­ денты, преподаватели педагогического университета (и не только его), да и просто об­ щие наши знакомые. Может, будет кстати маленькая педагогическая лекция, им мне 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz