«Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ : к 70-летию МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [сост. : В. В. Дранишников]. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 169 с. : ил., портр. ; 30 см.

Н.В. Новоселова «ВЫ СТАЛИ ДЛЯ МЕНЯ НЕОБХОДИМОСТЬЮ...» (Об О.И. Бычковой) Возвращаюсь в далекое прошлое, В юность звонкую — хоть на часок... Перебирая книги на полках, совершенно случайно бросила взгляд на эту книжку в потрепанной обложке - рукописный дневник четырех девчонок-однокурсниц: Ната­ ши, Тамары, Лены, Нади. Одним словом, «Наталены». Девчонок, которым сейчас по пятьдесят с небольшим. А тогда... Тогда... Раскрыла я эту тетрадь - и забыла обо всем на свете. Защемило сердце от нежности к нам прежним. Какие мы были! Глупые, пре­ красные, юные! Восемнадцатилетние! Листаю дорогие моему сердцу странички. Девичьи секреты, откровения, шуточ­ ные трактаты, созданные на лекциях по исторической грамматике или медицине, и сти­ хи, стихи... И время от времени - впечатления от семинаров, зачетов, экзаменов. И от пре­ подавателей, конечно. Наши дорогие преподаватели... Вот Виктор Васильевич, веду­ щий практические занятия в одной из больниц города. Его «умная и симпатичная фи­ зиономия оставила неизгладимый след в наших миокардах» (из дневника). Вот Борис Никитич, стихотворными посланиями которому (естественно, в фольклорном стиле) изобилует наша тетрадь. Вот Вениамин Наумович - наш любимый преподаватель зару­ бежной литературы. Вот Ольга Кондратьевна (в просторечии ОКОКО, а то и Облако в штанах.) Но чаще всего встречается имя Ольги Ивановны Бычковой. Причем все запи­ си о ней сделаны моей рукой. И это не случайно. Среди всего преподавательского со­ става не было для меня ближе и дороже этой маленькой, хрупкой, изящной женщины. Внимательной, понимающей, доброй и строгой одновременно. Впервые на страницах нашего дневника ее имя появилось 7 февраля 1973 года. Записан разговор между мною (Надеждой) и Тамарой. Начался он с того, что я попро­ сила Тому помочь мне написать стихотворение, посвященное Ольге Ивановне. Подруга ответила кратко: «Не яркая личность». Я тут же бросилась на защиту любимого препо­ давателя: «Ты так думаешь? А я не согласна. Может быть, и не очень яркая, но замеча­ тельная.» А дальше? Дальше - чуть ли не признание в любви. Странное для меня сего­ дняшней - взрослой женщины. Но совершенно нормальное, доброе, искреннее для дев­ чонки восемнадцати лет, готовой любить и обнять весь мир, для поэтичной, романтич­ ной Нади из созвездия «Наталена». Именно к ней, Ольге Ивановне, возникла какая-то очень сильная симпатия. Пе­ ред ней хотелось казаться лучше, чем есть на самом деле. Вот выбираешь такого чело­ века, и думаешь о нем, и даже ревнуешь ко всем и ко всему, хотя, с моей сегодняшней точки зрения, Ольга Ивановна была такая же девчонка, как и я, только постарше. Мо­ жет быть, я и языкознание не любила бы так, если бы его вела не она. Этот преподава­ тель сумел сделать свой трудный предмет праздником для меня. А стихотворение Оль­ ге Ивановне мы все-таки написали. До сих пор не знаю, подарила я его адресату или постеснялась тогда. Бывает, встречаешь таких людей, И сразу становится легче на свете. И снова к тебе возвращается день, 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz