Школьное дело на Дальнем Севере // Красный Мурман. – 1921. - № 6. – С. 11-13.

ХОЛОДИЛЬНОЕ ДЕЛО НА МУРМАНЕ. По инициативе холодильного отдела Мур­ манской железной дороги, на линии подго­ товлен состав изотермических вагонов и оборудованы в разных пунктах ледохрани­ лища для непосредственного замораживания рыбы. Какие цели могут быть достигнуты не­ посредственным замораживанием рыбы на промыслах? Свежая рыба к нам из про­ мыслов не поступает, количество же соле­ ной рыбы, отправляемой в потребляющие центры, также ограничено. До сих пор от ­ деления Рай-рыбы не справлялись с зада­ чами планового снабжения городов север­ ного края, в силу целого ряда недочетов и заторов технического характера. Солка рыбы была сосредоточена преиму­ щественно в двух пунктах— в Кандалакше и Мурманске, но количество продукта, выра­ батываемого на них, было недостаточно для снабжения рыбой тяготеющего к Мур­ манскому району ряда северных губерний. Например, ныне образованная местная область-рыба, с 1 мая по 1 ноября, предпола­ гала отправить с Мурманских рыболовных промыслов 300.000 пудов рыбы. Было даже предложено Мурманской железной дороге з а ­ готовить необходимый для перевозки рыбы подвижной состав, но, по имеющимся сведе­ ниям, виды на улов значительно понизились. Между тем, каждому очевидно, что х о ­ зяйственное упорядочение Мурманского ры­ боловства сыграет не малую роль в осла­ блении продовольственного кризиса север- і ной области. Вот почему, использование всех технических средств, могущих увели­ чить заготовку рыбы на промыслах,— солку ■ее и замораживание ее на месте улова,— является очередной задачей, не терпящей никаких отлагательств, и управление дороги так к этому и отнеслось. В Мурманске Гв порту) имеется х ол о­ дильник (системы Бенетера). бездействую­ щий со времени оставления Мурманска англичанами. В последнее время, из Москвы ! переброшен туда же подвижной ледодела- тельный завод, который также будет ис- : использован холодильны отделом Мурман­ ской железной дорогим для производствен­ ных целей. 1 Шесть льдохранилищ на протяжении Мурманской дороги, снабжены достаточным количеством льда, а имеющиеся в распо- : ряжении дороги 50 вагонов-ледников вполне могли бы гарантировать доставку з ам о р о ­ женной рыбы в Петроград и другие города і северного края. ; Сейчас, конечно, трудно сказать, на- і сколько увеличится заготовка рыбы на ; промыслах при работе холодильника и J подвижной ледоделки. Это зависит от це­ лого ряда условий и, раньше всего, от до- I стижений область-рыбы. Но несомненно : лишь одно, что замораживание рыбы на промыслах могло-бы отразиться на произ­ водительности рыбозаготовительных пунк- ! тов Мурманского района. 1 М. Раппопорт. ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО НА ДАЛЬНЕМ СЕВЕРЕ. (От нашего специального корреспондента). В недавнее время, у порога каждого культурно - просветительного учреждения лежала, . если не в буквальном, то во вся­ ком случае, в переносном смысле, привил- легированная классовая собака, с лаем набрасывавшаяся на ребенка «не своего круга» при его приближении к храму науки. Причина отсталости русского на­ рода была общепонятна. В наши дни, сня­ ты все рогатки на пути просвещения на­ рода, и двери рассадников науки открыты настежь. Вот почему особенно грустно го­ ворить о положении школьного дела на Далеком Севере. Условия школьной работы здесь крайне тяжелы. В минувшем учебном году боль­ шинство школ удалось открыть только в последних числах октября, когда был з а ­ кончен ремонт их, как равно и общежи­ тий. Недоставало также инвентаря и ма­ териалов и отсутствовал хотя бы мини­ мальный штат учащих и сотрудниц для общежитий. После этого пошли всякого- рода заболевания детей, явившиеся след­ ствием северной осени, и школы пришлось на некоторое время опять закрыть. Учеб­ ный год продолжался, таким образом , всего. 150— 180 дней.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz