Школьное дело на Дальнем Севере // Красный Мурман. – 1921. - № 6. – С. 11-13.

№ 6 КРАСНЫЙ МУ РМАН 13 в сторону приближения к новой единой и трудовой школе, и что само учительство в массах не проявляет в своей профес­ сионально-педагогической работе должной инициативы и творческой активности, ре­ золюция указала на роковое кольцо тя­ желых условий, препятствующих проявле­ нию самодеятельности учителя и парали­ зующих' его стремление пойти по новым путям школьного обучения и воспитания. Резолюция упоминает о неудовлетворитель­ ности школьных зданий, о недостатке школьного инвентаря, учебных пособий, даже элементарно-необходимых письмен­ ных принадлежностей, об отсутствии уче- нических библиотек, о перегруженности учителей работой, о разнородности лежа­ щих на них обязанностей административно- хозяйственного характера, о неправильной постановке в школах детского питания, об отсутствии и недостатке сотрудников или сотрудниц в общежитиях, о крайне тя­ желых условиях существования учителей и т. п., и т. п. Кроме того, резолюция отмечает, что работа учащего не встречает к себе ува­ жения и внимательности со стороны адми­ нистративных и общественных организаций, иногда даже неправильно вмешивающихся в его школьную работу, что не ускользает от внимания учащихся, которые начинают терять уважение к своему воспитателю, и что отрицательно отзывается на поведении и дисциплине детей. Конференция подчеркнула необходи­ мость: снабдить школы всем необходи­ мым для их работы, 2) увеличить штаты учительского персонала в школах и 3) улучшить бытовую сторону жизни учи­ тельства, что, вместе взятое, откроет уча­ щим возможность со всей серьезностью отнестись к вопросу о самообразовании и вдуматься в требования нового школьного строительства. В заключение, конференция призвала учащих все же «не опускать рук, не останавливаться перед тяжестью условий своей работы, напрячь все силы на борьбу со школьной разрухой и стремиться, даже при наличии современных условий, к наи­ высшим достижениям в построении величе­ ственного здания новой трудовой школы- коммуны». Не велико и количество школ на Даль­ нем Севере. На протяжении от Петроза­ водска до Мурманска имеется всего около 15 школ, — речь идет о железнодорожных училищах,— из них— два второй ступени, в Кандалакше и Петрозаводске. На этой же же территории имеюсся 4 общежития и одна детская колония в Медвежьей Горе. Это количество не может удовлетворить потребности всех учащихся, в них попадает, несмотря на обязательное обучение, лишь около половины детей школьного возраста, и то не вследствие сознания необходимости учиться, а главным образом потому, что в школах выдаются горячие завтраки, являю­ щиеся главной приманкой для местного населения, старающегося хоть таким сп о­ собом избавить своих детей от мучитель­ ной боли голода. Вышесказанное, почти в одинаковой сте­ пени, применимо и к сельским школам, на­ считывающимся от 2-х до 3-х в каждой волости. Таким образом, в количественном отношении последних школ не мало, но, если принять во внимание дальность раз- стояния от деревни до места расположения школ, то невольно задумаешься над поло­ жением детей, вынужденных в темные осен­ ние и зимние северные дни делать по не­ сколько верст в сутки, чтобы иметь воз­ можность учиться. Кончается первая половина лета, Но летняя пора здесь не оживляет школьной работы. Использовать летнюю природу здесь не приходится. Устройство экскурсий при отсутствии дорог и дальности расстояний очень затруднительно. Лишь изредка, для детей старших возрастов, устраиваются по­ ездки в Петроград, на несколько дней, что недостаточно для ознакомления с досто­ примечательностями северной столицы. Здесь на Дальнем Севере, нельзя знакомить детей с полями, лугами и сменой расти­ тельности, нельзя приучить их к коллек­ ционированию. В суровой стране холода и камня обучение детей пониманию природы по живой книге жизни — почти неосуще­ ствимо. Вот почему устранение всех ука­ занных тяжелых условий школьной жизни на Дальнем Севере особенно необходимо. О северных детях, лишенных ласк солнца, живущих в обстановке угрюмой, безра­ достной природы — надо позаботиться. Обитатель Севера.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz