Школьное дело на Дальнем Севере // Красный Мурман. – 1921. - № 6. – С. 11-13.
12 КРАСНЫЙ МУРМАН № 6 Ахиллессовой пятой жизни школы во обще, и на севере в особенности, является недостаток преподавательского персонала. Численность его настолько мала, что не которые учебные предметы приходится не вольно исключать из программы учебных заведений. Из-за недостатка учителей не которые школы вынуждены были закры ваться. Но и имевшиеся на лицо школьные р а ботники не могли проявить активности, т. к. школы лишены всего необходимого для педагогической деятельности. При всем желании отдать народу все, на что учи тель способен, стоящие вне его препят ствия парализуют планы и стремления лучшего из педаг<?гов. Наряду с этим, работе преподавателей мешают и местные условия жизни. Учи тель вынужден часто помещаться в одной тесной и холодной комнате, вместе с п о сторонними для него лицами, сам должен с большими трудностями доставать себе топливо, топить печки, варить пищу, мыть пол, стирать белье и т. д. Питание его не удовлетворительно. Он почти голодает. Белье, платье и обувь пришли уже в пол ную негодность. Голодный и кое-как оде тый, озабоченный удовлетворением своих самых элементарных будничных потребно стей, — может ли этот учитель привить де тям энтузиазм и Стремление к творческой работе? Кроме того, помимо прямых своих обя занностей по школе, где он занят в сред нем около семи часов в день, каждый из учителей несет еще и другие обязанности. Один из них заведует хозяйством, другой— детским питанием, третий— дежурством по общежитию, четвертый — выдачей книг и т. д. и т. д. Предоставление учащимся горячих зав траков— идея в высшей степени, конечно, симпатичная, но постановка этого дела требуех целого ряда поправок. Без преуве личения можно сказать, что современная школа превратилась в какой-то своеобраз ный магазин-кладовую и кухню, а учащие в приказчиков, кладовщиков и поваров. Одни и те же лица, занятые уроками в классах, как уже сказано, являются одно временно классными наставниками, неся при этом целый ряд других обязанностей, как например, по принятию поступающих в школу продуктов, по хранению их в кладовых, по ответственности з а их це лость, выдаче их, ведению переписки и отчетности по этим продуктам. Переутомленные работой, учителя не могут воспользоваться отпусками. Школа открыта круглый год, и там, где учителей мало, нет возможности устанав ливать очередных отпусков. Если к этому прибавить еще и внешкольные занятия в рабочих клубах, участие в разного рода заседаниях и друг., то когда же учителю готовиться к урокам следующего дня, когда вдуматься ему в программу и методы н о вой школьной работы, когда читать и р а с ширять свое собственное образование? Ясно, что пока не будут изменены усло вия школьной работы, никакое стремление к намеченному идеалу— единой трудовой школе— не может иметь успеха. Ведь пока что, например о мастерских при школах, ' можно только мечтать, как о чем-то в ! настоящее время совершенно несбыточном, Как можно говорить об оборудовании ка ких-либо мастерских, когда с трудом до- ! стаешь топор, необходимый для колки дров? Как можно думать дб организации при школе хотя бы собственной переплет- і ной мастерской, когда з а отсутствием простых ниток нет возможности привести в порядок растрепавшиеся от. долгого упо требления книги? Трудовое начало в школе, как известно, мыслится не в одной лишь форме физиче ской работы. Здесь огромное поле отво дится для умственного труда, в котором активность и самодеятельность учащихся должны стоять на первом плане. Они луч ше всего могут проявиться во время лабо раторных занятий по природоведению, фи зике и химии. Но можно ли думать о ла бораторных занятиях, когда школа не рас полагает решительно ничем из того, что требуется для их ведения и когца нельзя даже усилить и углубить наглядного обуче ния из з а недостатка карт, картин, альбо мов и всякого рода иных учебных и нагляд ных пособий. Все вышесказанное отметила резолюция, единогласно принятая на конференции ра ботников просвещения и социалистической культуры в Кеми, закрывшейся 2 июня с. г. Отметив, что в школьной работе на мё- I стах, за весьма немногими и скромными I исключениями, нет почти никакого сдвига
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz