Школьное дело на Дальнем Севере // Красный Мурман. – 1921. - № 6. – С. 11-13.

12 КРАСНЫЙ МУРМАН № 6 Ахиллессовой пятой жизни школы во­ обще, и на севере в особенности, является недостаток преподавательского персонала. Численность его настолько мала, что не­ которые учебные предметы приходится не­ вольно исключать из программы учебных заведений. Из-за недостатка учителей не­ которые школы вынуждены были закры­ ваться. Но и имевшиеся на лицо школьные р а ­ ботники не могли проявить активности, т. к. школы лишены всего необходимого для педагогической деятельности. При всем желании отдать народу все, на что учи­ тель способен, стоящие вне его препят­ ствия парализуют планы и стремления лучшего из педаг<?гов. Наряду с этим, работе преподавателей мешают и местные условия жизни. Учи­ тель вынужден часто помещаться в одной тесной и холодной комнате, вместе с п о ­ сторонними для него лицами, сам должен с большими трудностями доставать себе топливо, топить печки, варить пищу, мыть пол, стирать белье и т. д. Питание его не удовлетворительно. Он почти голодает. Белье, платье и обувь пришли уже в пол­ ную негодность. Голодный и кое-как оде­ тый, озабоченный удовлетворением своих самых элементарных будничных потребно­ стей, — может ли этот учитель привить де­ тям энтузиазм и Стремление к творческой работе? Кроме того, помимо прямых своих обя ­ занностей по школе, где он занят в сред­ нем около семи часов в день, каждый из учителей несет еще и другие обязанности. Один из них заведует хозяйством, другой— детским питанием, третий— дежурством по общежитию, четвертый — выдачей книг и т. д. и т. д. Предоставление учащимся горячих зав­ траков— идея в высшей степени, конечно, симпатичная, но постановка этого дела требуех целого ряда поправок. Без преуве­ личения можно сказать, что современная школа превратилась в какой-то своеобраз­ ный магазин-кладовую и кухню, а учащие в приказчиков, кладовщиков и поваров. Одни и те же лица, занятые уроками в классах, как уже сказано, являются одно­ временно классными наставниками, неся при этом целый ряд других обязанностей, как например, по принятию поступающих в школу продуктов, по хранению их в кладовых, по ответственности з а их це­ лость, выдаче их, ведению переписки и отчетности по этим продуктам. Переутомленные работой, учителя не могут воспользоваться отпусками. Школа открыта круглый год, и там, где учителей мало, нет возможности устанав­ ливать очередных отпусков. Если к этому прибавить еще и внешкольные занятия в рабочих клубах, участие в разного рода заседаниях и друг., то когда же учителю готовиться к урокам следующего дня, когда вдуматься ему в программу и методы н о ­ вой школьной работы, когда читать и р а с­ ширять свое собственное образование? Ясно, что пока не будут изменены усло­ вия школьной работы, никакое стремление к намеченному идеалу— единой трудовой школе— не может иметь успеха. Ведь пока что, например о мастерских при школах, ' можно только мечтать, как о чем-то в ! настоящее время совершенно несбыточном, Как можно говорить об оборудовании ка­ ких-либо мастерских, когда с трудом до- ! стаешь топор, необходимый для колки дров? Как можно думать дб организации при школе хотя бы собственной переплет- і ной мастерской, когда з а отсутствием простых ниток нет возможности привести в порядок растрепавшиеся от. долгого упо­ требления книги? Трудовое начало в школе, как известно, мыслится не в одной лишь форме физиче­ ской работы. Здесь огромное поле отво­ дится для умственного труда, в котором активность и самодеятельность учащихся должны стоять на первом плане. Они луч­ ше всего могут проявиться во время лабо­ раторных занятий по природоведению, фи ­ зике и химии. Но можно ли думать о ла­ бораторных занятиях, когда школа не рас­ полагает решительно ничем из того, что требуется для их ведения и когца нельзя даже усилить и углубить наглядного обуче­ ния из з а недостатка карт, картин, альбо­ мов и всякого рода иных учебных и нагляд­ ных пособий. Все вышесказанное отметила резолюция, единогласно принятая на конференции ра­ ботников просвещения и социалистической культуры в Кеми, закрывшейся 2 июня с. г. Отметив, что в школьной работе на мё- I стах, за весьма немногими и скромными I исключениями, нет почти никакого сдвига

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz