Алымов В. К. Народное образование у лопарей к 15 Октябрьской годовщине // Карело-Мурманский край. – 1932. - № 7-8.

18 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7 - 8 I * ив - - ч ! *** , -**, Щкtš fb у І аШ ж д I і............ . <^^5в«и«Я&5* **ИЛЕЙ Spfe|pl§| J • .. ' f г шшшшшш Мурманск. — Здание Морского техникума (закончено стройкой к XV годовщине Октября). один саам — это был перпый студент из саамского на­ рода. В следующие годы за ним последовали другие. В 1931— 1932 г. в Институте уже обучалось 18 пред­ ставителей саамской народности, в числе которых было (і женщин. До 1931 г. Институт Народов Севера был единствен­ ным учреждением, где могли подготовляться кадры куль­ турных работников из саамского народа. В этом (1931) г. возник второй очаг — уже для подготовки специальных кадров: при Мурманском Педагогическом Техникуме, по постановлению СНК РСФСР, было открыто саамское отделение. Как уже сказано, среди саамов не имелось людей с достаточной школьной подготовкой, поэтому при саам­ ском отделении Педтехникума были образованы под­ готовительные группы. В этом году (1931 — 1932) на саамском отделении обучалось 11 подростков (10 маль­ чиков и 1 девочка). В курс преподавания, кроме обычных для такой школы предметов, были введены занятия родным — саамским языком. Это были первые систематические школьные занятия саамов родным языком. Занятия эти заключа­ лись в ознакомлении с только-что выработанным Инсти­ тутом Народов Севера и тогда еще неопубликованным северным алфавитом и в обучении письму на родном языке. Саамская народность, как и другие северные народности, до 1931 г. была безпИсьменной. Поэтому эти занятия приобретали особую важность. Ученики очень быстро освоились с латинизированным северным алфавитом, который они сразу же назвали „лопарскими буквами", быстро научились излагать свои мысли своими словами, на своем языке, своими бук­ вами. Писали сочинения на заданные или выбранные самими темы. Саамское отделение Мурманского Педтехникума стало пользоваться популярностью среди саамского населения — правда, пока ближайших погостов. В октябре 1932 г. на нем обучается уже 29 человек, из них 7 девочек. В числе преподавателей имеется 1 саам — первый лопар­ ский (саамский) учитель, в 1932 г. окончивший Инсти­ тут Народов Севера. Кроме Института Народов Севера и Мурманского Пед­ техникума, имеется еще 3 саама в Мурманской Совпарт­ школе. Таким образом, к 15-летию Октябрьской Рево­ люции на повышенной учебе находилось 46 представи­ телей саамской народности: в Институте Народов С е в е р а ........................14, из них 8 женщин. „ Мурманском Педагогическом Техникуме 29 „ , 7 „ , Мурманской Совпартшколе....................... 3 и „ — „ Всего: 46, из них 15 женщин- • Бросая беглый взгляд на состояние народного обра­ зования у саамов, видим, что несмотря на многие, пока еще не изжитые недостатки, имеются неоспоримые крупные достижения: введено Есеобщее обучение, строятся школы-интернаты, появились школы повышенного типа, имеется свыше 40 студентов —представителей этой на­ родности, появились первые два учитепя, вышедшие из среды ее. Из этих двух учителей— 1 женщина, первая лопарская учительница. Это последнее явление необхо­ димо отметить особенно, как первую победу саамской (лопарской) женщины в борьбе за социалистическую культуру. Настоящая статья начинается сообщением о появлении первых учителей саамов. В конце ее необходимо сооб­ щить некоторые данные об этих первых учителях. Пер­ вый саамский учитель—И в а н А н д р е е в и ч О с и п о в окончил Институт Народов Севера в 1932 г. Он был первым студентов из лопарей. Происходит из рыбацко- Мурманск.— Дом Культуры (закончен стройкой к XV годовщине Октября).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz