Алымов В. К. Народное образование у лопарей к 15 Октябрьской годовщине // Карело-Мурманский край. – 1932. - № 7-8.
18 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7 - 8 I * ив - - ч ! *** , -**, Щкtš fb у І аШ ж д I і............ . <^^5в«и«Я&5* **ИЛЕЙ Spfe|pl§| J • .. ' f г шшшшшш Мурманск. — Здание Морского техникума (закончено стройкой к XV годовщине Октября). один саам — это был перпый студент из саамского на рода. В следующие годы за ним последовали другие. В 1931— 1932 г. в Институте уже обучалось 18 пред ставителей саамской народности, в числе которых было (і женщин. До 1931 г. Институт Народов Севера был единствен ным учреждением, где могли подготовляться кадры куль турных работников из саамского народа. В этом (1931) г. возник второй очаг — уже для подготовки специальных кадров: при Мурманском Педагогическом Техникуме, по постановлению СНК РСФСР, было открыто саамское отделение. Как уже сказано, среди саамов не имелось людей с достаточной школьной подготовкой, поэтому при саам ском отделении Педтехникума были образованы под готовительные группы. В этом году (1931 — 1932) на саамском отделении обучалось 11 подростков (10 маль чиков и 1 девочка). В курс преподавания, кроме обычных для такой школы предметов, были введены занятия родным — саамским языком. Это были первые систематические школьные занятия саамов родным языком. Занятия эти заключа лись в ознакомлении с только-что выработанным Инсти тутом Народов Севера и тогда еще неопубликованным северным алфавитом и в обучении письму на родном языке. Саамская народность, как и другие северные народности, до 1931 г. была безпИсьменной. Поэтому эти занятия приобретали особую важность. Ученики очень быстро освоились с латинизированным северным алфавитом, который они сразу же назвали „лопарскими буквами", быстро научились излагать свои мысли своими словами, на своем языке, своими бук вами. Писали сочинения на заданные или выбранные самими темы. Саамское отделение Мурманского Педтехникума стало пользоваться популярностью среди саамского населения — правда, пока ближайших погостов. В октябре 1932 г. на нем обучается уже 29 человек, из них 7 девочек. В числе преподавателей имеется 1 саам — первый лопар ский (саамский) учитель, в 1932 г. окончивший Инсти тут Народов Севера. Кроме Института Народов Севера и Мурманского Пед техникума, имеется еще 3 саама в Мурманской Совпарт школе. Таким образом, к 15-летию Октябрьской Рево люции на повышенной учебе находилось 46 представи телей саамской народности: в Институте Народов С е в е р а ........................14, из них 8 женщин. „ Мурманском Педагогическом Техникуме 29 „ , 7 „ , Мурманской Совпартшколе....................... 3 и „ — „ Всего: 46, из них 15 женщин- • Бросая беглый взгляд на состояние народного обра зования у саамов, видим, что несмотря на многие, пока еще не изжитые недостатки, имеются неоспоримые крупные достижения: введено Есеобщее обучение, строятся школы-интернаты, появились школы повышенного типа, имеется свыше 40 студентов —представителей этой на родности, появились первые два учитепя, вышедшие из среды ее. Из этих двух учителей— 1 женщина, первая лопарская учительница. Это последнее явление необхо димо отметить особенно, как первую победу саамской (лопарской) женщины в борьбе за социалистическую культуру. Настоящая статья начинается сообщением о появлении первых учителей саамов. В конце ее необходимо сооб щить некоторые данные об этих первых учителях. Пер вый саамский учитель—И в а н А н д р е е в и ч О с и п о в окончил Институт Народов Севера в 1932 г. Он был первым студентов из лопарей. Происходит из рыбацко- Мурманск.— Дом Культуры (закончен стройкой к XV годовщине Октября).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz