Алымов, В. К. О школах и всеобщем обучении у народности саами // Карело-Мурманский край. – 1930. - № 11-12. – С. 31-32.

№ 11—12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 31 О школах и всеобщем обучении у народности самь Лопарская народность — самь наименее грамотная из всех народностей, обитающих в Ленинградской области. Грамотных среди лопарей, по всесоюзной переписи, было всего лишь 12,3%, тогда как у других северных племен, живущих рядом с лопарями в Мурманском округе, зна­ чительно больше грамотных: у самоедов было 25%, у ижемцев (коми)—37% , а у финнов даже 67%. И весь хозяйственно бытовой уклад, и исторические обстоятельства не давали лопарской народности возмож­ ности повысить свою грамотность до уровня грамотности своих соседей. Полукочевой быт до сих пор мешает большинству лопарей длительно жить на одном месте, а школ приспособленных для кочевого быта до самых последних лет не было. Лопарью негде и некогда было учиться. До революции же и не заботились об его образовании. Правда, до революции были у лопарей несколько церковно-приходских школ, но что выносили они из этих поповских школ,—можно судить по суще­ ствовавшей тогда „лопарской азбуке". По этой азбуке лопарю предлогалось вызубрить 10 заповедий, „отче наш", множество чуждых и непонятных ему названий из цер­ ковного обихода вроде: евхаристия, дискос, _дикирий, епитрахиль и т. п. В последние годы школьный вопрос, а вместе и вопрос о всеобщем обучении у лопарей, разрешается в таком виде: там, где население живет оседло и постоянно на одном месте,—дети обучаются в обычных школах для приходящих; там же, где население оседло живет лишь меньшую часть года — три-пять месяцев, а большую часть рассеяно по множеству промысловых мест, — там обычно в зимних селениях строятся школы — интернаты. Но есть еще и такие лопарские общества, которые имеют два населенных пункта — зимний и летний погосты: население таких обществ в полном составе переезжает из одного погоста в другой. Чтобы достигнуть учебного года нормальной продолжительности в таких случаях, местным комитетом содействия народностям севера вы­ двинута идея „двудомных" школ, т. е. школ с двумя зданиями — в зимнем и летнем погосте. Школа должна переходить вместе со всем населением. В настоящее время лопарские дети обучаются в 9 школах. Следующая табличка дает представление о местах на­ хождения школ, в которых обучаются лопари, и о числе обучающихся в них детей. Для Ловозерского района цифры приведены приблизи­ тельные, т. к. в погостах Воронежском и Семиостров­ ском школы открыты только в декабре текущего учеб­ ного года и из района точных данных в Мурманске еще не имеется. Но цифра всех обучающихся лопарей будет не меньше указанной. Кроме указанных школ есть лопар­ ские дети еще в 4 школах (около 8 человек) Алексан­ дровского и Кольско-Лопарского районов. И з 9 ш к о л 6 в о з н и к л и п р и с о в е т с к о й власти. Интернаты имеются на Туломе, в Бабинском по­ госте, в Ивановке, строится в Ловозере, запроектированы в Иоканге, Пулозере, Воронежском и Кильдинском погостах. В Семиостровском запроектировано два здания: в зимнем и летнем погостах. Интернаты построены в по­ следние 3 года: два—на местные средства и один (в Ба­ бинском погосте) — Комитетом Севера. Кроме школ, в 1928 —30 годах в малочисленных ло­ парских селениях: Мотовском, Лумбовском. Сосновском и Екостровском (Половинка) погостах дети и подростки обучались на пунктах ликвидации неграмотности. От­ крыть здесь школы в текущем году едва-ли удастся. Обучение детей вместе с подростками в ликбезах до последнего года практиковалось во многих местах, где не было школ: так обучались, кроме перечисленных, еще в Воронежском, Семиостровском и Каменском погостах. Но это делалось „с горя*, ввиду отсутствия школ. Обучение на ликбезах было очень кратковременным и, вследствие этого, у многих, прошедших их, отмечались рецидивы неграмотности. Р а й о н ы и с е л е н и я Всего обучается В том числе лопарей Кольско-лопарский 1. Кильдинский п о гост...................................... 11 11 2. У туломского падун а................................... 42 29 3. Бабинский п о г о с т .......................................... 10 10 4. П улозеро............................................................. 20 7 Ловозерский 5. Л ов озер о........................................ .................... 90 16 — 5 7. Воронежский погост...................................... 20 18 8. Семиосгровский............................................... 20 20 Понойский 9. Иокангский п огост........................................ 24 24 237 140 Разрешение вопроса о всеобщем обучении лопарского населения плотно упирается в вопросы школьного стро­ ительства. В лопарских селениях вообще нет хороших зданий и поэтому почти всюду школам нужно иметь свои новые дома. Строить в отдаленных местностях тундры, при отсутствии путей сообщения, крайне трудно и постройка школы обычно затягивается года на два. В плане всеобщего обучения намечена постройка школьных зданий почти во всех лопарских погостах. Большая часть зданий должна построиться в 1931 г. Необходимо отметить одну очень важную особенность в постановке школьного дела у лопарей: обучение всюду ведется на русском языке. Нет учителей, знающих лопарский язык (саме-килл). Нет лопарской письмен­ ности. нет единого литературного лопарского языка. Лопари, живущие в Мурманском округе, говорят на четырех диалектах: 1) Кильдинско-Ловозерском, 2) Ното- зерском, 3) Бабинском и 4 ) Терском. На первом говорят лопари погостов: Кильдинского. Пулозерского, Ловозер­ ского, Воронежского и Семиостровского, очень близки к нему диалекты Екостровских и Мотовских лопарей. На Нотозерском говорит лопарское население Нотозер- ского туземного сельсовета, живущее в бассейне реки Туломы, Нотозера и Гирвасозера. На диалетке Бабинском

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz