Алымов, В. К. О школах и всеобщем обучении у народности саами // Карело-Мурманский край. – 1930. - № 11-12. – С. 31-32.

32 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № п - 1 2 Развитие национальных культур должно развернуться с новой силой, с введением и укреплением общеобязательного и перво­ начального образования на родном языке. Сталин. говорят только 1) лопари Бабинского погоста. На Терском диалекте говорят жители погостов: Иокангского, Лум- бовского, Каменского и Сосновского. Самый распро­ страненный диалект— Кильдинско-Ловозерский; на нем говорит около 850 человек или 49°/о всего лопарского населения СССР. На Нотозерском говорит около 400 или около 23%, на Терском— около 350 или 20%; на Бабинском 75 чел. (4%), Остальные (4%) — филь- маны, утрачивающие свой родной фимаркенский диалект и заменяющие его финским языком (суоми). При таком положении до сих пор не удалось еще выработать единого лопарского литературного языка. Да, правду сказать, и не пыталась. Год назад Мурманское об-во краеведения и Мурманский комитет содействия народностям севера возбуждали вопрос о необходимости выработки лопарского букваря и книг для чтения на лопарском языке. Делу дан был ход, но вопрос попал в какую то „комиссию" в Ленинграде и разрешение его затянулось. Но подругой линии — по „Московской" — он уже направился по пути практического разрешения: Комитет севера при ВЦИК поставил в план 1931 года издание букваря на лопарском языке. Удачное разрешение вопроса о едином лопарском языке и о лопарской письменности явится одним из важнейших актов культурной революции у маленькото лопарского племени. Так вкратце обстоит дело с грамотностью и всеобщим обучением у лопарей. До последнего времени лопарская народность у нас не выдвигала из своей среды культурных работников: не было ни врачей из лопарей, ни инженеров, ни техни­ ков, ни учителей, ни даже „лиц со средним образо­ ванием0. В настоящее время и в этом отношении происходит сдвиг. В Институте народов севера в Ленинграде обу­ чается 10 лопарей (в том числе 3 женщины). В 1931 году туда будет послано еще 5. Это первые студенты из племени самь (лопарей). В 1930 году появился первый учитель из них и рабо­ тал среди своих соплеменников. Лопарская народность начинает выдвигать свою про­ летарскую интеллигенцию. 9 ’) Исследователь языка наших лопарей Арвид Генец, изу­ чивший его на Кольском полуострове в 1876 году и соста­ вивший лопарско-финско-немецкий словарь (Гельсингфорс 1891), к Бабинскому диалекту относит и диалект Екостровских лопа­ рей. По моему — это не верно. Диалект екостровцев сродни Кильдинскому и Масельгскому (пулозерскому). В. Алымов. К арелия.—Открытие коммуны „Труд“

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz