Дранишников Вячеслав Васильевич : биобиблиографический указатель / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост.: Фролова О. Н. ; редкол.: Медникова С. А., Михайлова Е. Р. ; предисл. Л. Т. Пантелеевой]. - [2-е изд., доп.]. - Мурманск : Просветительский центр «Доброхот», 2011. - 112, [1] с. : фот. ; 20 см. - (Серия биобиблиографий «Краеведы Земли Кольской»).

40 лет музею МГПУ 43 пример своей житейской непрактичности: констатирующий и преобразующий (формирующий) эксперименты в ряде школ г. Мурманска я проводил 10 лет. —Приходилось ли Вам общаться с учеными союзного уровня? — Да. Мне посчастливилось учиться в заочной аспиранту­ ре НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. Раньше здесь концентрировался «цвет научной педагогики». Я коротко оста­ новлюсь на трех ученых, с трудами которых вы могли быть знакомы. Курс лекций по методологии педагогики нам читал Михаил Николаевич Скаткин. По его книгам «Дидактика», «Дидактика средней школы», «Проблемы современной дидак­ тики» занимались и занимаются студенты педвузов страны. А книгой «Методология и методика педагогических исследова­ ний» и Сегодня пользуются аспиранты и молодые ученые. Интересными, самобытными оказались и его лекции, мане­ ра подачи материала. В те годы М. Н. Скаткин был уже старым человеком, худощавым, невысокого роста, но с удивительной памятью и «математическим» языком изложения материала. Поражало прекрасное знание современных дидактических про­ блем школы, а еще — очень доброе отношение к учителям. Он обладал умением делать «психологические паузы», если заме­ чал, что аудитория устала. Ученый снимал усталость, совершая экскурс в историю педагогики, находя для этого какой-либо повод. И тогда он сразу преображался и становился другим человеком — мягким, приветливым, добрым. Было видно, что это не только педмастерство лектора, но и искренняя любовь к людям, о которых он рассказывает. Речь его становилась образной, эмоциональной. На всю жизнь я запомнил рассказ Михаила Николаевича о своем учителе С. Т. Шацком. Он работал под его руковод­ ством на 1-йОпытной станции Наркомпроса РСФСР. Когда на С. Т. Шацкого поступил донос о его «вредительской де­ ятельности», учитель думал не о себе, а о своих учениках. С. Т. Шацкий сделал все, чтобы они покинули место работы. М. Н. Скаткину он дал свои деньги, заставил уехать в тот же день «куда угодно, лишь бы подальше». Все, кто уехал, остались живы... Интересным был рассказ М. Скаткина о видных государ­ ственных и партийных деятелях: А. В. Луначарском, Н. К. Круп­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz