Дранишников Вячеслав Васильевич : биобиблиографический указатель / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост.: Фролова О. Н. ; редкол.: Медникова С. А., Михайлова Е. Р. ; предисл. Л. Т. Пантелеевой]. - [2-е изд., доп.]. - Мурманск : Просветительский центр «Доброхот», 2011. - 112, [1] с. : фот. ; 20 см. - (Серия биобиблиографий «Краеведы Земли Кольской»).

32 Слово о коллеге но живой. Погиб мой дядя. У большинства школьных друзей отцы с фронта не вернулись. В Мурманске, а сегодня он — город-герой, все напоминает о войне. Когда учился в пединституте, нас очень серьезно готовили к внеклассной работе по истории. Факультет общественных профессий посещали почти все студенты. Каждый выпускник умел вести кружки, спортивные секции, мог организовать поисковую работу. Мои ученики воевали в Афганистане и других „горячих" точках. Младший сын служит в ОМОНе. Он неоднократно был в длительных командировках в Чечне, Дагестане, Ингушетии». Д. п.н., профессор Тайчинов М. Г.: «Вы могли бы срав­ нить уровень гражданского воспитания школьников в 60- 80-е годы и в настоящее время?» Дранишников В. В.: «Конечно. Но вопрос поставлен не со­ всем корректно. В советское время этот термин употребляли редко. Педагогический словарь 1960 года утверждает: „Граж­ данское воспитание — реакционное направление в буржуазной педагогике эпохи империализма, которое готовит покорных слуг капитала". Но, безусловно, каждый учитель понимал, что включает в себя гражданское воспитание советских школь­ ников. Это — советский патриотизм, военно-патриотическое воспитание, пролетарский интернационализм (главное!), а так­ же такие направления воспитательной работы, как формирова­ ние коммунистического мировоззрения, идейно-политическое воспитание, формирование активной жизненной позиции. Этими направлениями воспитательной работы школы рань­ ше занимались государство, партия, комсомол, пионерская организация, ДОСААФ и другие государственные и обществен­ ные организации. НИИ АПН СССР разрабатывали содержание, формы и методы работы. Например, учителя в своей работе широко использова­ ли книгу, изданную НИИ общих проблем воспитания, „При­ мерное содержание воспитательной работы в школе" (под ред. И. С. Марьенко). Такие формы гражданского воспитания, как военно-спор- тивные игры „Зарничка", „Зарница," и „Орленок" были действи­ тельно массовыми. Миллионы детей участвовали во Всерос­ сийской туристско-краеведческой экспедиции „Мое Отечество", проводились слеты поисковиков, различные конференции по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz