Чарыгин, А. М. Из истории Колы : [записки краеведа] / Александр Михайлович Чарыгин ; [Фонд сохранения и поддержки культуры Севера «Варзуга»]. - Мурманск : [б. и.], 2016 (Мурманск : Мурманский ЦНТИ). – 32 с. : ил., портр.

названный Печенгским. Этот монастырь стал первым распростра­ нителем православной веры среди саамов. Являясь пастырями послушного стада, монахи постепенно стали безжалостно эксплуатировать новообращённых саамов. Они захватывали у них лучшие сёмужьи тони и оленьи пастбища. Всё это делалось во имя Бога и его святых угодников. Монахи не ограничивались грабежом своих новообращённых саамов. Они распростёрли свои алчные аппетиты и на саамов, подвластных финнам и шведам. Это вызвало неизбежный конфликт, в результате которого сильный отряд варягов, которые к этому времени стали называться шведами, неожиданно напал на Печенгский монастырь и сжёг его дотла. При этом большая часть монахов пала под ударами мечей. Уцелевшие монахи бежали в Колу, где обосновались на Каменном острове на площади, отведённой впоследствии под кладбище. Они построили здесь Троицкую церковь, внутри которой соорудили братские кельи. К этому времени Иоанн Грозный направил в Колу около 400 стрельцов, которые построили острог, занимавший площадь квадратной формы в 4 гектара. Острог представлял собой укрепление, окружённое забором из брёвен, поставленных вертикально вплотную друг к другу. Высота забора доходила до 6 метров. Верхние концы брёвен были заострены. С внешней стороны забора вокруг острога был вырыт ров. Внутри острога были расположены избы стрельцов и амбары. В таком виде Кола стала стратегической единицей на далёком Севере. И всё же Кольский острог не мог окончательно отвадить врагов 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz