Чарыгин, А. М. Из истории Колы : [записки краеведа] / Александр Михайлович Чарыгин ; [Фонд сохранения и поддержки культуры Севера «Варзуга»]. - Мурманск : [б. и.], 2016 (Мурманск : Мурманский ЦНТИ). – 32 с. : ил., портр.

пользовались. Те же варяги и финны нередко вырезали целые селения саамов и захватывали их пожитки. В некоторых случаях саамы оказывали сопротивление насильникам. Особым упорством в борьбе с врагами отличались саамы, кочевавшие в районе Кольской губы и по бассейну реки Туломы. Сохранились устные сказания о героях, прославивших себя в этой борьбе. История Колы в некоторой своей части связывается с историей Новгородского княжества. История Колы ведётся с момента появления на берегах Кольской губы русских поселенцев. В исторических документах, хранящихся в Стокгольмском музее и подтверждённых в Новгородских летописях, говорится, что норвежский король Олаф Святой, прозванный Толстым, являясь зятем великого князя Ярослава Мудрого, разрешил русским поселенцам, пришедшим из Новгорода, селиться от Кольской губы до Варангер-фьорда. Этот же король Олаф, проиграв войну с датским королём Канутом Великим, бежал в Россию, после чего в битве при Дронтгейме был убит в 1027 году. При Олафе Святом на месте современной Колы впервые возник погост, состоящий из нескольких дворов. Двор в то время объединял многолюдную семью. Дом в 10-15 мужчин представлял внушительную силу на случай вторжения непрошенных гостей. В то беспокойное время на каждом шагу людям грозила опасность со стороны коварных врагов. Если варяги и финны в прошлом безнаказанно бесчинствовали над саамами, то теперь они со стороны новгородских ушкуйников встречали жестокий отпор. Не раз отважные поселенцы обращали зарвавшиеся банды в позорное бегство. С каждым годом число поселенцев увеличивалось. В Колу прибывали выходцы с Онеги и Северной Двины. Одни являлись сюда на рыбный и пушной промысел, а другие оседали на постоянное жительство. В Колу потянулись и торговые люди, привозившие муку, соль, огниво и металлические изделия. Таким образом, постепенно завязывалась меновая торговля между саамами и русскими. За предметы, доставляемые из южных городов, русские получали от саамов пушнину, рыбу, а иногда и жемчуг. Русские нередко защищали саамов от набегов врагов. За поселенцами потянулись на Север и духовные лица. Некоторые из них искали здесь уединения от мирских соблазнов. Другие приходили сюда с миссионерской целью - крестить язычников-саамов в православную веру. Первым миссионером, прибывшим в Колу, был преподобный Трифон, прозванный Печенгским. На берегу реки Печенги Трифон с монахами, примкнувшими к нему, построил монастырь, 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz