Чарыгин, А. М. Из истории Колы : [записки краеведа] / Александр Михайлович Чарыгин ; [Фонд сохранения и поддержки культуры Севера «Варзуга»]. - Мурманск : [б. и.], 2016 (Мурманск : Мурманский ЦНТИ). – 32 с. : ил., портр.

невозможно. Поэтому, когда его всё же выдвигали, на много дней он так и оставался открытым. Чего там только не лежало! Жена сначала возмущалась, потом смирилась. Нельзя было остановить поток творческой энергии этого человека. В период изготовления макетов весь дом был завален кусочками жести, проводами, лампочками. Зато когда в вырезанных окошечках домика загорался свет, младшее поколение Чарыгиных и их школьные друзья, вечно околачивающиеся около интересного рассказчика, с замиранием сердца затихали перед миниатюрной знакомой и незнакомой Колой. Этот период конца 40-х - начала 50-х годов совпал с очередным увлечением папье-маше, почему и появилась тогда идея макета Колы. В доме появились кипы старых газет, чаны для замачивания бумаги, формы и т. д., а потом, как по волшебству, появлялись всякие предметы - от гор до голубей. Период папье-маше сменялся периодом изготовления школьных приборов для уроков физики. Маленький чёрный футлярчик со стеклом, в который вся семья по очереди смотрела в темноте, излучал сноп искр. Тогда не было известно о тяжёлых последствиях радиационных излучений, и эта модель допускалась в качестве наглядного пособия. На чердаке хранились большие тяжёлые бутылки с ртутью, пакеты с медным купоросом. Но, наверно, холодный дом и чистый кольский воздух уберегали его обитателей от ядовитых испарений. Александр Михайлович, несмотря на все жизненные невзгоды, на долгие годы сохранил ясную память, крепкое сердце, нервы, чистые сосуды. Его давление до смерти было 120/80. А в 75 лет он легко перепрыгивал через заборы. А ведь ему приходилось на морозе, полураздетому, вместе с другими колянами тушить пожар в горевшей школе. Он падал с высоты школьного зала, где наряжал ёлку, тонул зимой в проруби. И со всем этим его организм справлялся. Когда благодаря Александру Михайловичу ученики загорелись «краеведческим синдромом», в доме стали появляться ядра, ружья, кинжалы, монеты... Всё найденнное до открытия школьного музея хранилось у него. Мальчишкам очень нравилось военное снаряжение. По их просьбе учитель решил продемонстрировать действие и сам изготовил арбалет - старинное стрелковое оружие. Из него стреляли все во дворе, где можно было полулёжа, оперевшись на камень, прицеливаться и бить по мишеням. Девочкам больше нравились старинные украшения, предметы рукоделия. Помню изящный стеклянный графинчик, на котором была полустёртая надпись: «Пей, да дело разумей». 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz