Чарыгин, А. М. Из истории Колы : [записки краеведа] / Александр Михайлович Чарыгин ; [Фонд сохранения и поддержки культуры Севера «Варзуга»]. - Мурманск : [б. и.], 2016 (Мурманск : Мурманский ЦНТИ). – 32 с. : ил., портр.

сосредоточены все отделы торговли. Дом, ныне занятый лесокомбинатом, являлся собственностью богатого купца Чертова. На верхнем этаже он жил со своим семейством, а на нижнем этаже производилась торговля. Дом райисполкома принадлежал купцу первой гильдии Хипагину. Верхний этаж его также служил квартирой купца, а нижний целиком был отведён под торговлю. Значение Колы окончательно упало, когда была проведена Мурманская железная дорога. В то время как Мурманск быстро отстраивался, Кола продолжала жить своим старым укладом. Торговля её замерла. До сих пор хранят её улицы облик новгородского стиля семнадцатого века. Традиционная рутинность проглядывает иногда и в коренном населении Колы. Наблюдается пренебрежительное отношение к пришлому населению со стороны старых колян. До революции подходы к Коле были непроходимыми. Всюду валялись огромные валуны, мешающие проезду. Но с 1934-го года по инициативе товарища Сталина было положено начало гигантскому строительству Туломской гидроэлектростанции. Днём и ночью гремели взрывы, прокладывающие дорогу сквозь гранитные горы от Колы до Мурмашей. Там, где с трудом пробирался недавно охотник, со сказочной быстротой протянулось шоссе, параллельно которому несколько раньше была сооружена железнодорожная ветка. И вот по двум путям потянулись машины со строительными материалами до места работ. В 1936 году на реке Туломе была построена ГЭС, питающая электроэнергией Мурманск, Колу и все ближайшие селения. Кроме того, часть этой энергии двигает электровозы от Мурманска до Кандалакши. До этого в Мурмашах был единственный домик рыбака, а теперь имеется прекрасный посёлок. Строительство Туломской ГЭС отразилось и на облике Колы, которая после революции была переведена из городского в поселковое положение. Улицы в Коле были вымощены, появились кое-где новые дома, возник посёлок по Туломскому шоссе, открыта школа- десятилетка, появилась машинно-тракторная станция и т. д. Заманчивые возможности открываются для Колы. Кольская губа могла бы быть прекрасным местом для стоянки судов малого тоннажа. Если возможно будет осуществить идею в части использования губы для малого порта, то для Колы это будет блестящим расцветом. Второй перспективой является осуществление постройки малой ГЭС на реке Коле. В эпоху великих Сталинских пятилеток любая возможность становится реальностью, нужна лишь творческая инициатива на местах. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz