Розов, П. Ловозерская миссионерская церковноприходская школа // Архангельские Епархиальные Ведомости. - 1904. - № 115.

- 597 - школу дѣтьми русской рѣчи. Другииъ нѳблагопріят- нымъ условіемъ, съ которымъ должонъ считаться уча- іцій въ гаколѣ, являтся сравнительная краткость учоб- наго года. ІІослѣдняя зависать оть условій кочопой жизни инородцовь: учебныя занятія въ школѣ должны начинаться съ нозвращеніемъ жителей погоста изь ко- чевьевь, а оканчиваться сь уходомъ въ тундру. Первое обусловлено тѣмъ, рано ли озера покроются льдомъ и установится самый путь, вторЬй почти всегда совпа- даетъ съ таяніемъ снѣга весной. Установить оправ­ ленную продолжительность учебнаго года въ школѣ трудно: въ 18от/о8 уч. г. занятія въ піколѣ начались Н декабря и окончены 1-го апрѣля, въ 18и8/эя уч. г. про­ должались съ 8 -го ноября до 9 -го апрѣля, въ 189!)— 1900 уч. г. съ 18-го ноября до 31-го марта, въ 1900- 1901 уч. г. съ 6 -го ноября до 14-го апрѣля, въ 1901 - 1902 уч. г. съ 23-го ноября до 5-го апрѣля, въ 1902- 1903 уч. г. съ 18-го октября до 28-го марта, и въ 1908- 1904 уч. г. съ 3 -го ноября до 10-го апрѣля. Наиболь­ шая продолжительность учебнаго года въ школѣ 115 дней, наименьшая 94 дня. Въ виду краткости учебна­ го года, затрудняющей выполненіе программы одноклас­ сной школы, учительница ежедневно, сверхъ обычныхг часовъ, назначенныхъ по росписанію на занятія рус- скимъ языкомъ и ариѳметикой, занимается еще вече- ромъ, посвящая 2 часа на тѣже предметы. _Несмотря на краткость учебнаго года и инородческій состава, учащихся, результаты обученія въ школѣ вообще мо- гутъ быть признаны удовлетворительными. Правда ис­ ключительный условія, въ которыхъ должны работать I учащіе, невольно заставляютъ ихъ обращать внимапн I на существенное въ программѣ по тому или друг°м! I предмету. По закону Вожію приходится ограничивать-1 ся знаніемъ учащимися первоначальныхъ ^ молит»1-1 краткой исторіи Ветхаго Завѣта, новозавѣтной иетср1^ I изучаемой болѣе подробно, объясненіемъ Символа ігёР ■ и краткими свѣдѣніями о богослуженіи. Учащіеся уч I ствуютъ въ клиросвомъ чтеніи и пѣніи въ своемъ пр ■ ходскомъ храмѣ, что служитъ очевиднымъ д о к а з а т ь I - 598 - творительнаго °усі?оенГя ТчоВни°СЛаГО ,населѳнія УДОвле- грамоты. И р іѣз З Г і ~ ? й П Г И СЛавянс^ ники и слыша въ церкви п т Я погоотъ на празд- открытія школы въ погостѣ hp w L 10 Учениковъ, до ти всегда заходятъ и в і rm rnL ’ лопаРи п<>ч- шее время обучаются ’ “ ОТ0Р°Й въ нас-го- рянъ-ижемцевъ; ™ Т с о ЩЗ ° П ’ дѣти зы’ мы лопари бездѣтны n заявляютъ: „вотъ дѣти, такъ они нужны на Іт Г К° Г° И8Ъ Насъ и е с п Тяжѳлыя услоиія жизни пастьбы оленей"... шаютъ лопарей возможности Ц Г ЫИЯХЪ, Лапл^д іи ЛВ- На урокахъ русского языка ° ^чать **тей въ школѣ... веымъ образомъ, понимать п ^ ™ ѲСЯ ?ріУчаются’ гяа- ленѣе правильно объяснять™ ™ И болѣѳ 0ЛИ ™ть Русскую книгу , пИС\ п ^ Л УССКИ’ Т-°ЛК0В0 чи" го состава словъ ппи „ ! ! ! ! искажены звуково- ТОНІѵОСТЯМЪ и подробностямъ НаГп °РфОГРаФ0ЧеСКИИЪ случаямъ употребленія буквы Л *И0Г0'шсле™ ъ не удѣляетъ много времени Ппи -У № уже «и но ариѳметикѣ num n l выполненіи програм- уетный счетъ и умѣньептп внимаш,е обращается на I Число учаш им 1 !?Д0ТЬ, Дѣйствія. ^ѣдующиии цифрами;ШК съ 1898 выражает- ld" г. 16 м.’ 4 Д (mr' f ’ :'ырмиъ- ls < л°пар. з, еамоѣд з) 1900 г. 12 и я n' РУ ’ ЗЫрлнъ 13- « п а р . 4 м З Й Г 1 ) I* ; - г } Г : £ s t і:S i I уЧеи„КовЪГ о н ЪЧИль’ в ; рТ б е з і Г и д ѣ т “ І!)03 Р. 15 м 7 дѣво™ съ свидетельством'!.. Д ' I зырянъ 19, лопарей 3 6 м и і п Съ 1899 г м н™ли **?«*)■ 1Д- у н а г р а ж д е н і е ' 0'г пУскаетъ ва Р- и. кромѣ того ожргл Р‘ 0 закоео-У1|ителя по м®Р*авіе т в д ь а а го дойа м з я и в т ' 'Р 8™™» » Завѣдующія школою священникъ Павелъ Розовъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz