Щеколдин, К. П. Пазрецкая школа для лопарей / К. П. Щеколдин // Архангельские Епархиальные Ведомости. - 1903. - № 13. (скачать https://ekb.aonb.ru/index.php?id=64&year=1904)

скимъ идеаломъ нравственной жизни. Такимъ образонг въ основу понятія о пастырском!, служеніи должни быть положено начало аскетическое. Гиляровь ІІлато- нов'і>, как'ь видимъ, не ставилъ своею задачею подроб­ но раскрыть ото, но его ііоспоминаиія прекрасно иллимт- рируютъ ату мысль. (ІІолоц. Кгіарх. Йѣд.). «^ЙІОО» Паэрѣцкая церковно-приходская школа среди лопарей и вліяніе ея на ихъбыть, 15 лѣтъ тому назадъ, 28 февраля 1888 года, била открыта, ігослѣ освяіценія, первая школа для лопарей стараніемъ uLcTiiaro священника о. К,. ІЦеколдина при ближайтчжі. участіи и энергичной поддержкѣ бывпыго русскаго консула въ Порвш-чи 1,- Н. Островскаго и Оберъ-прокурора Овятѣйпіаго ІѴнода П. II. ІІобІ, і,п- несцова. Лопари издавна были пасынками в*і. семьѣ при- чихъ народовь, проживая въ сѣверо-западной ‘нити Европы, среди холодныхч, и пустынныхъ равниігі. и болотъ, который извѣстны і і о д і . именемъ „Лаилапдііі". Суровая и холодная природа принуждала лопарей за­ ботиться, главным!, обраномі,. обь удовлетворѳніи сво- ихъ тѣлесныхъ потребностей, а інетъ и насиліе ГккгІ;»* ку л ь т у рный народовг надолго удерживали ихъ ш. язычествѣ, близко подходящему къ ихъ незамысловпто- ___ .му быту. Лопари, вошедшіе вь составь русскаго государ­ ства, только въ X IV в., а глапнымъ образомъ въ XV и XVI столѣтіяхъ приняли отъ русских1!, христіанстпо. Главными просвѣтителями русскихъ лопарей, живущихь около' г. Колы и далѣе къ западу, были, какъ извѣстно. преподобные Ѳеодоритъ и. особенно, Трифонъ. Предо­ ставленные послѣ преподобнаго Трифона долгое время самимъ себѣ, лопари твердо сохранили свою правослан- ную вѣру.____________________________________________ Въ 1764 году былъ упраздненъ ІІеченгскій мона­ стырь, а вмѣстѣ съ этимъ прекратилась та просвѣти- тельная“~ииссія, какую, особенно на первыхъ порахъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz