Щеколдин, К. П. Пазрецкая школа для лопарей / К. П. Щеколдин // Архангельские Епархиальные Ведомости. - 1903. - № 13. (скачать https://ekb.aonb.ru/index.php?id=64&year=1904)

- 449 - Особенно отрадно отмѣтить то живое учасгіе, ка­ кое бывшіе и настоящіе ученики принимаютъ въ чте- ніи и иѣніи въ церкви. Ііослѣдній предметъ съ начала открмтія школы и до сихъ поръ занимаетъ одно изъ главпыхъ мѣстъ среди предиетовъ, ареаодаваемыхъ въ Цазрііцкой hi кол ѣ. Уже съ самаго начала открытія прихода, а послѣ и школы, лопари выражали особое ііригграстіе кч> иѣнію и ири открытіи школы просили глапнымъ образомъ „научить дѣтей пѣть молитвы въ церкви". Идя на встрѣчу этому желанію, о. Констан- '‘тинъ обратилъ особое вниманіе на пѣніо и, не гоняясь ;іа болыаимъ, сталь обучать пѣнію по слуху, глапнымъ пГірпзомъ, молитвамъ и пѣснопѣніямъ всеноишаго бдѣ- нія и литургіи. Результаты получились очень хорошіе, такі какъ теперь не только школьники, но и родите­ ли ихъ участвуют!, въ пѣніи во время богослуженій» :-»тп будетъ замѣтнѣе, если мы противопоставим’!, рус­ скимI. лонарямъ ихъ норвежскихъ собратьовъ, исновѣ- дывающих'ь протестантство. Школы для послѣднихъ суіцествуютъ не одинъ десятокъ лѣтъ и на первыхъ порахъ въ нихъ очень заГттиливь о хорошей постановкѣ ігі;нія, но послѣ ілtinныхi. и безнлодныхъ трудовъ рѣшили, чтб лопари on. природы лшпенььцсякаго музыкальнаго слуха, по- 44‘М\ въ норвежскихъ шкоііахъ и перестали учить ло- іііірей пѣнііо. Возникновеніе ІІазрѣцкаго прихода и особенно школы воочію опровергло это мнѣніе и прі- ѣзжіо норвежцы, слушая въ Ііазрѣцкой церкви пѣніе лопарей, отказываются вѣрить тому, что это поютъ тѣ же лопари, какъ и у нихъ. Этимъ, главнымъ образомъ, нужно объяснить и тотъ фактъ, что рецидивъ безгра- мотныхъ среди лопарей совершенно ничтоженъ. Вы- ваетъ, что по русски лопарь уже плоше читаетъ, не­ жели но славянски, такъ какъ русскія книги ему не часто приходится читать, а по славянски онъ читаетъ а поетъ всякій разъ. ..какъ -тдыц )- бьшаешъ-въ церкви;— Такимъ образомъ пѣніе вмѣстѣ съ церковно-сла­ вяно кимъ чтеніемъ представляетъ собою громаднур воспитательную силу, которою располагаешь церковно­ приходская школа въ дѣлѣ просвѣщенія нашихъ лопарей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz