Змеева, О. В. Кавказцы на Кольском Севере: к проблеме трансформации этнической идентичности // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде : сборник статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. – С. 50-54.
кавказцев, много стало здесь. Азербайджанцев много здесь. Да, ну, в принципе на рынке все. < ...> Если вот, обращали внимание, раньше много стояло азербайджанцев торговали, а теперь я смотрю, они уже нанимают продавщиц, и продавщицы. Оптовые эти базы все, все азер байджанцы держат, в основном они держат, фрукты, овощи. <... > Тем не менее жилье покупают, у них свои квартиры» (И_4) Несмотря на экономические трудности, некоторые респонденты связыва ют миграционные потоки с отсутствием конфликтов или «другим общением» на Севере. Они утверждают, что существуют различия между жителями север ных территорий и южных, говорят о различиях в менталитете, которые связы ваются с проживанием на той или иной территории: «Да, разница есть большая.... Ну здесь более открытые люди. Ну, тут можно разговаривать с людьми о чем-то так. А в Старом Осколе мне что вот это не понравилось, что там общения нету у людей, они какие-то замкнутые, какие-то жадные до всего... Вот встретятся - толь ко разговоры, где заработать, что заработать...» (И_4) «... Я так понимаю, потому что русская община, скажем здесь на Севере - это совсем не то, что русская община скажем в районе Сочи... Ну. щас принято говорить в менталитете... я так думаю, менталитет - это то. что у тебя в башке... А в башке как желание помочь, желание бескорыстно помочь здесь выражается чаще и проще... чем на юге. Зависти, злобы и мелкого пакостничества здесь меньше, чем там. Я по моталась по стране видела, было с чем сравнить. И вот эта вот северная схема выживания, это требования выживания, вот. она работает толь ко на севере...» (И_3). «Да. они просто увидели, что такое Север, тогда они. может, посчи тали, на юге будет лучше, хотя я не считаю, что на юге лучше. <... > Нет, на юге, кстати, на юге люди намного злее, чем на Севере» (И_1) При этом информанты не говорят об отличии между этносами, сравнива ются локальные группы (северяне - южане). Для описания южан используют ся такие эпитеты - «замкнутые», «жадные», «завистливые», «злобные»; для опи сания северян - «открытые», «простые», «желающие помочь». Респонденты отмечают различия в менталитете, говорят о доброте, бескорыстии и откры тости северян. Их интересуют события, происходящие и на этнической роди не, они переживают за судьбу своих этносов, но возвращаться на родину не хотят. Отсюда возникает проблема определения родины, некоторые инфор манты именно Кольский полуостров, а не этническую родину, считают своим родным домом. Таким образом, мы можем сделать вывод, что миграция может быть одним из факторов, влияющим на трансформацию этнической идентичнос ти. Мы можем предположить, что сохранение/изменение этнической идентич ности имеет региональную специфику, в зависимости от того, является ли территория бесконфликтной зоной. В этом случае может произойти ситуа ция отказа от этничности, или ослабление этничности за счет развития ло 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz