Змеева, О. В. Кавказцы на Кольском Севере: к проблеме трансформации этнической идентичности // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде : сборник статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. – С. 50-54.
ваясь от других и делая выбор. Информанты считают также, что чем больше контактов с представителями различных этносов, тем меньше склонность че ловека к ксенофобии. На идентичность влияют некоторые региональные особенности. Инфор манты описывают ситуацию на этнической родине, сравнивая ее с событиями, происходящими на Севере, а также рассказывают о контактах между этноса ми, проживающими на данных территориях: «И вот такого не было распределения на диаспоры и не было рас пределения на национальности какого-то такого существенного, но вот в стат. сборнике э.. за 1989 год, перепись населения была, 171 наци ональность. < ...> ... но каждый жил скорее... не по национальным, как бы общался не по национальному признаку, вот. а как сказать вот об щность была в основном, скажем так, по интересам» (И_2). Все информанты отмечают, что на родине население не было моноэтнич- ным, но этнические группы как-то пытались отделить себя - созданием школ, употреблением родного языка в разных сферах. На Севере ситуация похожа, но информанты утверждают, что множество этносов, проживающих здесь (не только кавказских), постоянно контактировали друг с другом и не объединя лись в диаспоры. Территория воспринималась как бесконфликтная, и резуль татом явилась «легкость» адаптации мигрантов. Разумеется, наши инфор манты сталкивались с трудностями, но таковые были связаны скорее с климатическими особенностями, чем с этническими контактами. Информан ты рассказывают о том, как они переехали на Север, с какими проблемами столкнулись. Территориальные различия подчеркивают все интервьюируемые, и это говорит о том, что им не безразлично, где жить - на «Севере» или на «Юге». Они пытаются выразить и показать преимущества жизни на Севере, сравни вая его либо с югом России, либо со своей этнической родиной: «...Ну, традиции традициями, но когда работы нету, тоща уже лю дям не до традиций... Давно там в маленьких городах, там же тоже производства остановились все, как перестройка началась везде все. < ...> Все по-старому живут, а в городах, где промышленность остано вилась, люди все в таком же состоянии, где бы работу найти, поэтому из Кавказа приток сюда населения людей, работу ищут здесь только, так- то что. Там даже в тс времена тяжело было найти работу, а щас тем более...». (И_4) Конечно, конфликт ные ситуации обозначаются выходцами с Кавказа, но основными проблемами в республиках, по их мнению, являются экономичес кие. Именно проблема трудоустройства - основная причина миграции. Ин форманты также объясняют, почему люди уезжают с Севера, и почему приез жают сюда именно «кавказцы»: «Ну, в принципе приезжают щас мало сюда, возвращаются некото рые, кто уезжали, тяжело в средней полосе жить, общение совсем дру гое. Возвращаются, а так больше уезжают, в принципе, город-то умень шился намного по населению. А так, ну вот, очень много этих стало 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz