Змеева, О. В. Кавказцы на Кольском Севере: к проблеме трансформации этнической идентичности // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде : сборник статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. – С. 50-54.

Апатиты, мигранты в первом и втором поколениях, представители кавказских этносов (армяне, грузины). Сбор данных проводился с помощью биографи­ ческого интервью. При анализе интервью мы выделили несколько параметров, от которых, по нашему мнению, зависит этническая идентичность. Конечно, огромное значение имеют некие личностные параметры - возраст человека, семейные обстоятельства, особенности характера - они влияют на самоопределение человека. Практически все наши информанты-представители гетероэтничес- ких семей. Это также сыграло решающую роль при самоопределении, так как респондентам пришлось столкнуться с проблемой, выбрать, кем они себя счи­ тают. Как отмечают сами информанты, с этнической идентичностью действи­ тельно было трудно определиться, так как им пришлось выбирать причис­ лить ли себя к большинству или оставаться этническим меньшинством. И такой же выбор был и у членов семьи информантов, которые действовали по- разному. В результате неоднозначно оценивается адаптация родственников. Респонденты также говорят и об отношении северян к приезжающим: кто-то выделяет проблемы в общении с представителями некоторых этносов (это не только русский этнос), другие, наоборот, утверждают, что никогда не сталки­ вались с этническими разногласиями. При этом информанты сравнивают взаимоотношения северян (и их толерантность), и людей, живущих на юге страны. Что касается этнических признаков, то выделяются некоторые отличия, связанные с местом рождения информантов: тех. кто родился на севере, и тех. кто родился в других регионах. Информанты, которые родились на этничес­ кой родине, или жили там какое-то время - знают язык и могут общаться на нем: а родившиеся здесь отмечают, что либо совсем плохо знают язык, либо не знают его совсем. При этом только одна информантка упоминает, что в ее семье и сейчас продолжают общаться на родном языке, поддерживают связь с родственниками на этнической родине. При этом нельзя однозначно связы­ вать способность говорить на языке только с местом рождения. Информанты выделяют различные причины незнания этнических языков - необходимость обеспечить безопасность семьи в сложной ситуации: наличие множества язы­ ков на этнической родине, выучить которые невозможно. При этом если информанты и не владеют языком, они интересуются событиями на «родине». Они помнят о том. какие изменения произошли с именами и фамилиями либо при переезде, либо при общении с другими этносами. Кроме этого, инфор­ мантов волнует проблема этнических меньшинств: они уверены, что при воз­ никновении сложностей в межэтнических отношениях проблему надо ре­ шать сразу, не дожидаясь развития конфликтов. Особенно важно не допустить конфликтных ситуаций в полиэтнических регионах. Отмечая некоторые особенности своей жизни, почти все информанты обозначают выбор идентичности как серьезную проблему, они сами опреде­ ляют причины, почему так происходит: тем, что они из гетероэтнических семей, что воспитывались в другой этнической среде. При этом они все же сравнивают себя с представителями иных этносов, таким образом отграничи­ 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz