Змеева О. В. Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 2. Этнокультурные модели и социальная девиация // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2022. - Т. 44, № 8. - С. 111-118.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Proceedings of Petrozavodsk State University Т. 44, № 8. С. 111-118 2022 Научная статья Этнология, антропология и этнография DOI: 10.15393/uchz.art.2022.842 УДК 930.253(98) ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ЗМЕЕВА кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центр гуманитарных проблем Баренц региона - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Апатиты, Российская Федерация) ORCID 0000-0002-3909-1582; zmeyeva@rambler.ru СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НА МУРМАНСТРОЙКЕ. ЧАСТЬ 2. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ1 А н н о т а ц и я . Цель статьи - на материале архивных документов показать, как в процессе соз дания многотысячного полиэтнического рабочего коллектива, в ситуациях повседневных, часто конфликтных, взаимодействий разрешались актуальные проблемы этносоциальных противоречий. Объект исследования - сформированная по этническому принципу группа охранников - стражников- «кавказцев», которые воспринимались другими участниками строительства в качестве коллективно действующего субъекта. Особенность их поведения заключалась в систематическом нарушении установленных норм и правил, действовавших на строительстве Мурманской железной дороги в 1915-1916 годах. С учетом должностной инструкции, в которой не только зафиксированы функ ции стражников, но и представлены приемлемые образцы их поведения при взаимодействии с пред ставителями местного населения, «ближайшими» начальниками, группами военнопленных и други ми участниками строительства, показано влияние последствий группового девиантного поведения. Сделан вывод, что ситуативное отклоняющееся поведение группы стражников-«кавказцев» в услови ях сформировавшегося этнического порядка приветствовалось системой управления как промежуточ ный этап этнокультурной адаптации. Определены мотивы сотрудничества отдельных групп работ ников. Выявлено влияние культурных моделей этнических групп на выбор способов восстановления социального порядка. Выстраивание охранниками специфических межгрупповых и внутригрупповых коммуникаций осуществлялось под влиянием общей системы ценностей, близости традиционных представлений о власти и подчинении, а также групповой ответственности перед коллективом. К л ю ч е в ы е с л о в а : Мурманская железная дорога, 1915-1916 годы, охрана, стражники, «кавказцы», «гор цы», девиация, адаптация, порядок, культурная модель Б л а г о д а р н о с т и . Исследование выполнено в рамках темы государственного задания ЦГП КНЦ РАН № FMEZ-2022-0028. Д л я ц и т и р о в а н и я : Змеева О. В. Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 2. Этнокультурные мо дели и социальная девиация // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Т. 44, № 8. С. 111-118. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.842 ВВЕДЕНИЕ К концу 1916 года задача по про кл ад ке рельсового пути от столицы Российской империи до побережья Северного Ледовитого океана была выполнена. Поскольку управлен ческий аппарат создал и организовал систему, которая достигла поставленной цели, значит, разнообразные профессиональные, этнические и социальные коллективы оказались достаточ но мотивированными к сотрудничеству. С од ной стороны, руководство создало социаль ную структуру, которая учитывала потребности каждой этнической группы, способствовала их функциональному разделению, организовала их пространственное распределение по участкам. Это позволило избежать дополнительных про тиворечий и крупных этнических конфликтов. С другой стороны, контролировать отдельные элементы системы было невозможно в силу боль шого числа строителей, которые не имели опы та совместного проживания или работы. Цель настоящей работы - на примере этносоциаль ных взаимодействий представителей нижних чинов охранной структуры показать, как в про цессе создания сообщества строителей Мурман ской железной дороги разрешались некоторые проблемы, связанные с адаптацией многочислен ного полиэтнического коллектива. © Змеева О. В., 2022
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz