Змеева О. В. Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 2. Этнокультурные модели и социальная девиация // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2022. - Т. 44, № 8. - С. 111-118.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Proceedings of Petrozavodsk State University Т. 44, № 8. С. 111-118 2022 Научная статья Этнология, антропология и этнография DOI: 10.15393/uchz.art.2022.842 УДК 930.253(98) ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ЗМЕЕВА кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центр гуманитарных проблем Баренц региона - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Апатиты, Российская Федерация) ORCID 0000-0002-3909-1582; zmeyeva@rambler.ru СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НА МУРМАНСТРОЙКЕ. ЧАСТЬ 2. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ1 А н н о т а ц и я . Цель статьи - на материале архивных документов показать, как в процессе соз­ дания многотысячного полиэтнического рабочего коллектива, в ситуациях повседневных, часто конфликтных, взаимодействий разрешались актуальные проблемы этносоциальных противоречий. Объект исследования - сформированная по этническому принципу группа охранников - стражников- «кавказцев», которые воспринимались другими участниками строительства в качестве коллективно действующего субъекта. Особенность их поведения заключалась в систематическом нарушении установленных норм и правил, действовавших на строительстве Мурманской железной дороги в 1915-1916 годах. С учетом должностной инструкции, в которой не только зафиксированы функ­ ции стражников, но и представлены приемлемые образцы их поведения при взаимодействии с пред­ ставителями местного населения, «ближайшими» начальниками, группами военнопленных и други­ ми участниками строительства, показано влияние последствий группового девиантного поведения. Сделан вывод, что ситуативное отклоняющееся поведение группы стражников-«кавказцев» в услови­ ях сформировавшегося этнического порядка приветствовалось системой управления как промежуточ­ ный этап этнокультурной адаптации. Определены мотивы сотрудничества отдельных групп работ­ ников. Выявлено влияние культурных моделей этнических групп на выбор способов восстановления социального порядка. Выстраивание охранниками специфических межгрупповых и внутригрупповых коммуникаций осуществлялось под влиянием общей системы ценностей, близости традиционных представлений о власти и подчинении, а также групповой ответственности перед коллективом. К л ю ч е в ы е с л о в а : Мурманская железная дорога, 1915-1916 годы, охрана, стражники, «кавказцы», «гор­ цы», девиация, адаптация, порядок, культурная модель Б л а г о д а р н о с т и . Исследование выполнено в рамках темы государственного задания ЦГП КНЦ РАН № FMEZ-2022-0028. Д л я ц и т и р о в а н и я : Змеева О. В. Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 2. Этнокультурные мо­ дели и социальная девиация // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Т. 44, № 8. С. 111-118. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.842 ВВЕДЕНИЕ К концу 1916 года задача по про кл ад ­ ке рельсового пути от столицы Российской империи до побережья Северного Ледовитого океана была выполнена. Поскольку управлен­ ческий аппарат создал и организовал систему, которая достигла поставленной цели, значит, разнообразные профессиональные, этнические и социальные коллективы оказались достаточ­ но мотивированными к сотрудничеству. С од­ ной стороны, руководство создало социаль­ ную структуру, которая учитывала потребности каждой этнической группы, способствовала их функциональному разделению, организовала их пространственное распределение по участкам. Это позволило избежать дополнительных про­ тиворечий и крупных этнических конфликтов. С другой стороны, контролировать отдельные элементы системы было невозможно в силу боль­ шого числа строителей, которые не имели опы­ та совместного проживания или работы. Цель настоящей работы - на примере этносоциаль­ ных взаимодействий представителей нижних чинов охранной структуры показать, как в про­ цессе создания сообщества строителей Мурман­ ской железной дороги разрешались некоторые проблемы, связанные с адаптацией многочислен­ ного полиэтнического коллектива. © Змеева О. В., 2022

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz