Змеева О. В. Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 2. Этнокультурные модели и социальная девиация // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2022. - Т. 44, № 8. - С. 111-118.

116 О. В. Змеева в каждой конкретной ситуации было практиче­ ски невозможно, поэтому социальный контроль во многих случаях не осуществлялся. Охранник имел возможность способствовать адаптации, интеграции групп, воспроизводству привычных культурных образцов. При этом стражники ис­ пользовали групповое девиантное поведение как способ привлечения внимания и одновре­ менно разрешения конфликтных ситуаций, с ко­ торыми не справлялась нормативная система. Нарушение предписанного поведения со сто­ роны стражников-«кавказцев» по отношению к группам, за действиями которых осущест­ влялся надзор, представляет один из этапов организации социальной системы, частично поддерживаемой отклонениями от норм. Ис­ пользуемые охраной насильственные и ненор­ мативные способы воздействия (сила, обман, торговля и др.) позволяли руководству кор­ ректировать действия коллектива стражни­ ков внутри их системы для реализации общих системных потребностей. В результате нару­ шения группой охраны норм взаимодействия с подчиненными и начальниками создавалось пространство для адаптации других групп к со­ циальной среде, друг другу и системе в целом. Например, «назначение» стражников врага­ ми того или иного рабочего коллектива вызыва­ ло групповое противостояние, которое частично преодолевалось. В итоге отдельный случай вза­ имодействия и выбранная участниками стро­ ительства модель поведения могли повлиять на изменение порядка. Сроки возведения объекта были ограниче­ ны, и нормативная контролирующая структу­ ра мирилась с нарушениями со стороны участни­ ков строительства. Управление, сосредоточенное на макропроблемах, было не в состоянии решать все микропроблемы, в частности, повседневных взаимодействий. Выбранный принцип организации этниче­ ской структуры позволил сохранить разнооб­ разие культурных моделей. Взаимодействие культур в социальной системе отразилось и на установленной социальной структуре: в нее были встроены элементы, основанные на множестве культурных привычек, традиций, знаний, цен­ ностей и норм. ПРИМЕЧАНИЯ 1Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной в журнале «Ученые записки Петрозавод­ ского государственного университета» работы «Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 1. Этниче­ ские группы - акторы социальной системы» [6]. 2 Национальный архив Республики Карелия (далее - НАРК). Ф. 320. Оп. 3. Д. 45/362. Л. 180-190 об.; Д. 7/43. Л. 14-24. 3 НАРК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 45/362. Л. 185. 4 Там же. Л. 181-181 об. 5 Там же. Л. 180. 6 Там же. Л. 184 об. 7 Там же. Л. 189 об.-190. 8 О «своих» - «чужих» здесь и далее мы говорим как о синонимах понятий «ближний круг» - «посторонние». Последние (именно в такой формулировке) определены в «Инструкции стражникам...» (НАРК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 45/362. Л. 182-182 об.). Это образцы статусно-близких групп: тех, кому стражник мог доверять; и всех остальных: тех, кому он не мог доверять. В военных условиях на строительстве железнодорожных сооружений любое лицо, оказавшееся на объекте или в поле зрения стражника, могло быть рассмотрено им в качестве постороннего (этого требовала Инструкция). Дистанция между «своими» и «чужими» динамична и ситуативна. «Свои» - люди (группы людей), находящиеся в одном культурном и статусном поле. В случае с охраной «свои» - это собственная команда стражников, затем - другие команды охраны и, наконец, их не­ посредственные начальники (особенно те, кого они знали в лицо). Все остальные: те, за кем они наблюдали, те, кого они охраняли, те, кто мог случайно попасть на вверенный им объект, - «чужие» или «посторонние» (с ними, по Инструкции, стражник и должен вести себя осторожно). 9Мурманская железная дорога. Краткий очерк постройки железной дороги на Мурманск с описанием ее района. Пг.: Издание Управления по постройке Мурманской железной дороги, 1916. С. 71. 10Исследователи-историки, соблюдая терминологию, которая чаще использовалась в документах и публикациях времен строительства, объединяли социальные, профессиональные и этнические группы в более крупные коллективы, имеющие условно-этническую структуру. Например, А. А. Голубев использовал обозначения общностей: «российские рабочие», «канадцы», «финские рабочие», «рабочие-китайцы», «контрагенты- англичане», «полицейские - уроженцы Кавказа», «представители кавказских народностей» [1: 114-128]; Е. Ю. Дубровская, Н. А. Кораблев - «русские рабочие», «финны», «военнопленные австро-венгерской армии преимущественно славянских национальностей», «представителей кавказских народностей», «китайцы» [3: 103-106; 110] и др. 1 Государственный архив Мурманской области (ГАМО). Ф. 72-И. Оп. 1. Д. 13. Л. 203-341 об. 12 НАРК. Ф. 784. Оп. 1. Д. 5. Л. 8, 65.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz