Змеева О. В. Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 2. Этнокультурные модели и социальная девиация // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2022. - Т. 44, № 8. - С. 111-118.

Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 2. Этнокультурные модели и социальная девиация 115 или иных ситуациях не исполнялись. Стражники не проявляли качеств, которым должны были соответствовать при взаимодействии с други­ ми группами рабочих, «горцами» [7: 65]. Социальное благополучие коллектива строи­ телей, регулярно нарушаемое действиями отдель­ ных групп, одной из которых были сотрудники охраны, должно было восстанавливаться силами самих стражников как представителей команды. В результате рабочий процесс, внешне контро­ лируемый, изнутри преодолевал ежедневные противоречия, вызванные девиантным поведени­ ем тех, кто обязан был осуществлять контроль17. Поскольку речь идет только о зафиксированных в документах нарушениях систем действия, труд­ но сказать, каким в действительности был набор ситуаций контактов стражников-«кавказцев» и других групп рабочих. Переписка отражает проблемы, конфликты и прочие нарушения со стороны исполнителей тех или иных должно­ стей. Допуская, что действующие в соответствии с уставными документами субъекты не попадали в поле зрения соответствующих отделов, можно делать заключения только о части коллектива охраны, представители которого совершали на­ рушения. Мы имеем в виду лишь повторяющиеся ситуации взаимодействия, в которых одна из сто­ рон - стражники-«кавказцы». Налицо противо­ речие: действующая и мотивированная охрана обязана обеспечить порядок внутри системы этносоциальных взаимодействий, при этом кол­ лектив стражников регулярно становится участ­ ником конфликта, а в отдельных случаях - его источником. Представители охраны одновременно и на­ рушали, и создавали порядок. Даже если в дан­ ный момент стражник был не на посту, он рас­ сматривался как человек при исполнении. В Ин­ струкции подчеркивалось: «всегда должен», «обязан быть», «всегда следует»18. Складыва­ лись ситуации, в которых охранники, нарушая правила, исполняли должностные обязанно­ сти. При этом задачи по строительству дороги на всех участках в общем выполнялись. Цель управленческих структур была реализована «беспримерной в истории железнодорожно­ го строительства скоростью постройки Мурман­ ской железной дороги»19. Нарушения поведения со стороны стражников, таким образом, мож­ но рассматривать как элемент «дозволенно­ сти» власти в процессе достижения рабочим коллективом единой цели - завершения стро­ ительства [9: 289-290]. Более того, в условиях функционального и пространственного разде­ ления коллективов рабочих у этнических групп получалось взаимодействовать без знания языка, специфических особенностей и потребностей каждой отдельной группы. Некоторые крупные этнические общности были специфически организованы как самостоя­ тельные команды, и рабочие находились внутри своей группы (например, китайцы или «кавказ­ цы»). Представители сообществ, из которых фор­ мировалась общая социальная структура, вы­ полняли интегрирующие функции внутри своих коллективов. Однако эти группы не могли быть акторами без взаимодействия с другими участни­ ками строительства, так они становились соци­ альными объектами для вышестоящих структур. При этом официальная власть являлась главной силой, способной преодолеть межгрупповое противоборство. В результате члены коллекти­ ва действовали в соответствии с собственными представлениями о ситуативной справедливости. Например, «кавказцы», рассчитывая, что посту­ пают на государственную службу стражниками, не предполагали, что из положенного им жало­ ванья будут вычтены расходы на табак и про­ чие товары, приобретаемые ими в торговых точ­ ках, расположенных вдоль линии дороги. Здесь включался принцип «дозволенности» поведения, которое власти считали допустимым в извест­ ных обстоятельствах, даже если оно отклоня­ лось от нормы. Охранникам иногда прощалась «халатность» в отношениях с военнопленны­ ми, бежавшими со стройки [2: 102]. А в ответ на наказания за нарушения порядка стражники образовывали своего рода группировки, чле­ ны которых совершали преступные действия20. Возможность ношения и использования оружия, субъективные представления о нормах поведе­ ния и возможной системе наказаний позволяли охране регулярно нарушать порядок. Несмотря на то что система воспринимала их действия как девиантные, не соответствующие уставным отношениям, а следовательно, требующие приме­ нения санкций и наказаний, внутри сообщества сами нарушители не считали такое поведение отклоняющимся. С их точки зрения, в подоб­ ных ситуациях работал принцип эквивалентного обмена. Стражники действовали на основании, с одной стороны, формальных правил, с другой стороны, практик реципрокации и представле­ ний конкретной этнической группы о справед­ ливом распределении. Поскольку их собственные средства изымались вышестоящими, то денежное вознаграждение за возможность побега военно­ пленного или отъем денег у бригады рабочих (нижестоящих) рассматривались как естествен­ ная компенсация. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Стражник - непосредственный представи­ тель власти на месте. Проконтролировать его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz