Змеева О. В. Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 2. Этнокультурные модели и социальная девиация // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2022. - Т. 44, № 8. - С. 111-118.

114 О. В. Змеева Если понимать действия коллектива страж- ников-«кавказцев» как субсистему, то существен­ ное значение приобретают ее «символические эталоны» («культурные системы»). На них ос­ новывается выбор ценностей, общих для чле­ нов коллектива. Общее видение и оценка ситу­ ации определяют ответственность индивида перед коллективом, руководят его предпочтени­ ями и формируют специфические межгрупповые и внутригрупповые коммуникации. Отсутствие достаточного количества же­ лающих поступить в охрану строящейся же­ лезнодорожной линии - результат несоответ­ ствия требований к нанимаемым их финансовым ожиданиям15. Неудачная попытка Управления завербовать местных жителей привела к тому, что мотивация стражников, которые формиро­ вали нижнюю ступень охранной структуры, по всей видимости, не имела прямых установок на получение прибыли. В ситуации острого не­ достатка в рабочей силе наемные охранники опи­ рались на предшествующий опыт работы в такой или похожей должности, а также на должност­ ные требования о формировании команд охра­ ны военным ведомством. Повторим, что служба в системе охраны Мурманской железной дороги приравнивалась к военной, следовательно, давала отсрочку от мобилизации. Дополнительным обстоятельством най­ ма стражников стала практика формирования этнических коллективов. Один из стражников, ранее работавших в должности охранника, писал министру путей сообщения: «Я Ингуш и могу представить на эту службу сколько Вам потребуется своих единородцев ингушей»16. По­ добные коллективы формировались из чеченцев, лезгин, черкесов и др. Окружающие восприни­ мали их в качестве объединенного сообщества «кавказских народностей». О них говорили как о коллективе кавказцев, кавказских горцев, кавказских инородцев. Описания ситуаций, в ко­ торых одной из действующих сторон была груп­ па стражников-«кавказцев», демонстрируют образ инородца: человека, не знающего языка социального окружения, неграмотного, ленивого, нечистоплотного и т. д. (об истории поэтапного формирования этносоциального стереотипа «кав­ казец-горец» см., напр.: [12]). Употребление на­ званий конкретных этнических групп указывает на действия этно-профессионального коллектива (стражников-чеченцев, стражников-ингушей) вместо индивидуальных действий. Статусная и этническая отчужденность охранников спо­ собствовала обособлению групп стражников- «кавказцев» от других социальных формирова­ ний. Она создавала систему общения, в которой статус (военнопленные, землекопы, плотники и др.) отдельных этнических групп имел значе­ ние в выборе способа коммуникации со сторо­ ны групп охраны [5: 66-70]. Каждая профессиональная группа постепен­ но структурировалась. Формирование статусной иерархии осуществлялось и внутри групп, и меж­ ду ними. То же произошло с большим коллекти­ вом Мурманстройки, включающим множество профессиональных групп. Несмотря на формаль­ ную разработанность социальной структуры, не­ избежен был период традиционной борьбы за ста­ тусы, своего рода войны за старшинство (как официальное, предусмотренное должностью, так и неофициальное). Социальные взаимодействия, сопровождающиеся разного рода конфликтами и соперничеством, стали способом межгруппо- вой адаптации разных этнокультурных моделей. Сравнение взаимоотношений этнических групп в «новой среде» (на Мурманстройке) с процес­ сами социальной адаптации современных ми­ грантов позволяет говорить о второй стадии «об­ щей продолжительности адаптации» как этапе столкновения с «чужими» социокультурными условиями, на котором происходят конфликты с принимающей стороной [13]. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ И НАРУШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА Архивные документы содержат мно го ­ численные описания нарушений социального порядка. Так или иначе, его ситуативно раз­ рушали все участники строительства - и раз­ личные группы рабочих (независимо от квали­ фикации), и те, кто с ними взаимодействовал. Документы свидетельствуют о действиях, основанных на естественных межэтнических противоречиях коллективов рабочих. Этни­ ческий фактор доминировал в системе по­ вседневных взаимодействий. Поскольку не­ которые участники строительства регулярно оказывались в состоянии потенциального кон­ фликта, условием функционирования боль­ шого коллектива была актуализация механиз­ мов социального контроля [9: 272-283]. Судя по поведению охранников, не оправдались ожи­ дания руководства, рассчитанные на поддержа­ ние ими социального порядка между враждую­ щими группами по принципу справедливости. Более того, стражники-«кавказцы» часто высту­ пали одной из сторон социального или этниче­ ского конфликта. Для начальников, которые призваны были контролировать коллективы охраны, очевид­ ным был факт систематического нарушения от­ дельными этническими группами общепринятых и установленных на строительстве правил. Пред­ писанные Инструкцией способы поведения в тех

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz