Змеева О. В. Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 2. Этнокультурные модели и социальная девиация // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2022. - Т. 44, № 8. - С. 111-118.

Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 2. Этнокультурные модели и социальная девиация 113 ное разделение на тех, кому можно доверять (ближайший круг), и тех, с кем следует вести себя осторожно (так называемые «посторонние»), име­ ло целью оградить стражника от влияния «зло­ намеренных» личностей. В реальности уровень доверия к людям, естественно, колебался в за­ висимости от субъективного понимания страж­ никами опасности и от разделения окружающих на «своих» и «чужих». В результате в ситуациях социального взаимодействия охранники полу­ чали возможность действовать так, как считали нужным и правильным, руководствуясь задачами наблюдения и контроля за поведением рабочих, местных жителей, беженцев и других людей, находившихся в местах строительства желез­ ной дороги [7]. Поскольку в организации работ на участках не удавалось избежать социаль­ ных противоречий, руководство предполагало, что формальное следование участников установ­ ленным нормам (или строгое соблюдение пред­ писанных обязанностей) должно способствовать созданию системы действия, обеспечивающей поддержание устоявшихся образцов поведения в сообществе рабочих. Так социальная систе­ ма могла успешно функционировать при усло­ вии действия механизмов социального контроля. Анализ социальных взаимодействий среди групп охраны и отдельных групп рабочих показал, что на строительстве Мурманской железной до­ роги использовались и неинституциональные формы социального контроля [5]. Несмотря на строгое регламентирование поведения страж­ ников, необходимость быстро принять решение, например, в конфликтной ситуации позволяла им влиять на систему повседневных взаимодей­ ствий. Таким образом, представитель охраны выступал не только в роли наблюдателя-надзи- рателя, но и в качестве «карателя» или «палача». Статус «стражника» по отношению к подкон­ трольным группам (прежде всего военноплен­ ным) позволял охране ситуативно использовать «исправительное» и «нормализующее» наказа­ ние. Это характерно для модели власти, кото­ рую М. Фуко назвал «дисциплинарной» [11: 14, 22, 200]. СТРАЖНИКИ-«КАВКАЗЦЫ» КАК КОЛЛЕКТИВНЫЙ АКТОР Мобилизация трудовых ресурсов, акти ­ визация миграционных процессов на огром­ ной территории (от Петрозаводска до Мурма- на) способствовали созданию армии рабочих. Многотысячный коллектив строителей, кото­ рый вдобавок к производственным трудностям аккумулировал проблемы этнокультурной адаптации разных «народностей»9, непрерыв­ но требовал регулирования отношений, включая контакты между акторами-субъектами и соци­ альными объектами [8: 344]. Социальная орга­ низация на Мурманстройке включала систему акторов - этнических групп [6], функциональ­ но распределенных на участках строительства. Одной из групп, которая по существу не являлась этнически однородной10, были стражники. Обширная структура охранного комплекса имела своеобразное этническое устройство. До­ кументы Национального архива Республики Ка­ релия (НАРК) и Государственного архива Мур­ манской области (ГАМО) содержат перечни сотрудников охраны, составленные по этни­ ческому принципу. Анализ именных списков показал, что при группировке нижних чинов варьировались критерии систематизации. Су­ ществуют материалы, в которых представители охраны не разделены по этническому признаку, основным показателем служит обозначение ста­ туса - списки стражников11. В других случаях ох­ ранники распределяются на несколько больших квазиэтнических групп: «русские стражники», «стражники-черкесы», «стражники-кавказцы»12. Есть и реестры, которые объединяют представи­ телей только одной этнической группы (стражни- ков-чеченцев, стражников-лезгин)13. Именно группу стражников-«кавказцев» (или «охрану из кавказских народностей»14) мы рас­ сматривали в качестве коллективного актора, полагая, что они являлись «субсистемой более широкой социальной системы, взаимодейству­ ющей как отдельная единица с другими субси­ стемами» [8: 349]. Изучение группы «кавказ­ цев» как коллектива обусловлено и оценкой их в качестве действующих субъектов другими участниками строительства. Действия отдель­ ного стражника воспринимались окружающими как действия коллектива, а не индивидуальные поступки. В этом случае их можно анализиро­ вать как «сегменты» действий, в соответствии с терминологией Т. Парсонса. Действия орга­ низуются в систему, когда они «эмпирически не разрознены, но совершаются как бы плеяда­ ми» [8: 341]. Эти «сегменты» Т. Парсонс и на­ зывает системой, то есть организацией (или объ­ единением) элементов действия в социальные системы, системы личности и культурные систе­ мы «мотивированного действия, организованные вокруг отношений акторов друг к другу» [8: 341­ 342]. Проще говоря, речь идет о видах, способах и процессах социальных взаимодействий в раз­ личных ситуациях и внутри этнической группы, и при ее взаимодействии с другими этническими общностями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz