Змеева О. В. Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 1. Этнические группы - акторы социальной системы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2021. – Т. 43, № 8. - С. 70-78.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Proceedings of Petrozavodsk State University T. 43, № 8. C. 70-78 2021 Научная статья Этнография, этнология и антропология DOI: 10.153 93/uchz.art.2021.695 УДК 930.253(98) ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ЗМЕЕВА кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центр гуманитарных проблем Баренц региона - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Апатиты, Российская Федерация) zmeyeva@rambler. ги СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НА МУРМАНСТРОЙКЕ. ЧАСТЬ 1. ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ - АКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ А н н о т а ц и я . Строительство магистрали, связывающей столицу Российской империи и побережье Северного Ледовитого океана, представлено в статье как процесс создания региональных общностей. Ключевой является проблема соответствия социальных действий ожиданиям участников строи тельства. Объект исследования - стражники, завербованные для охраны и наблюдения за рабочими. Выбор объекта обусловлен промежуточным положением групп нижних чинов в системе подчине ния - руководства. Целью первой части статьи стало выявление последствий управленческих реше ний, направленных на преобразование общественного устройства, изменивших в целом функцио нальность социальной системы. Сделан вывод о том, что социальная структура на Мурманстройке в 1915-1916 годах формировалась преимущественно на основе представлений руководства о про фессиональных качествах этнических групп. Актуальность предпринятого исследования заключа ется в использовании социологического подхода, применяемого для изучения функционирования социальной системы, к историческому явлению - строительству военно-стратегического объекта. Новизна состоит в том, что Мурманская железная дорога впервые рассматривается не как объект стро ительства с привлечением многочисленных групп рабочих, а как социальная система, находящаяся в ситуации «подвижного равновесия». Использование отдельных элементов концепции социальной системы Т. Парсонса позволило выявить некоторые особенности воздействия социальной структуры на возникновение устойчивых типов взаимодействия этнических групп. К л ю ч е в ы е с л о в а : Мурманская железная дорога, 1915-1916 годы, социальная система, социальная струк тура, актор, этнические группы Б л а г о д а р н о с т и . Исследование выполнено в рамках темы государственного задания № 0226-2019-0066 «Социокультурное и научно-техническое развитие северо-западной части Арктической зоны РФ в ХІХ-ХХ вв.: исторический и антропологический ракурсы». Д л я ц и т и р о в а н и я : Змеева О. В. Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 1. Этнические группы - акторы социальной системы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2021. Т. 43, № 8. С. 70-78. DOI: 10.15393/uchz.art.2021.695 ВВЕДЕНИЕ Строительство Мурманской железной до роги связано с формированием пусть и вре менного, но специфического социального про с тр ан с т в а1. Гуманитарные исследования, посвященные вопросам функционирования социального мира Мурманки, содержат систе матизированные обзоры и детальные разборы поэтапного планирования, подготовки и строи тельства железной дороги [3], [6], [9], [10], [11], [20]. Публикуемые выдержки из архивных до кументов, сопровождающие исследовательские наблюдения, включают разнообразный матери ал, который позволяет составить актуальную © Змеева О. В., 2021 картину императорского дорожного строи тельства. Так, читатель знакомится с системой статусов и ролей, норм и функций и в целом с сообществом строителей, фрагментарно пред ставленным в различного рода гуманитарных и социальных исследованиях. Особое внима ние в современных работах направлено на изу чение микроисторических фактов, в частности, проясняющих проблему сосуществования и по вседневного взаимодействия этнических и соци альных групп искусственно созданного сообще ства строителей дороги [1], [2], [14]. Монографические исследования, восстановив шие и представившие многочисленные факты,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz