Змеева О. В. Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 1. Этнические группы - акторы социальной системы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2021. – Т. 43, № 8. - С. 70-78.

Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 1. Этнические группы - акторы социальной системы 75 кроме нагайки, было в большинстве случаев жестокое и несправедливое»13, - говорится в «Докладе о санитарном состоянии военнопленных». В то же время стражники как низшие чины, оказавшись на самой нижней ступени исполни­ тельной системы власти, сами становились объ­ ектом насилия со стороны наемных работников и военнопленных, а также со стороны органов управления. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ Сохранение сформированной социальной системы Мурманской железной дороги в состо­ янии равновесия оказалось проблематичным, поскольку административная власть объединила в один коллектив рабочих этнические группы, не предоставив им возможность адаптироваться к окружающей природной и социальной среде. Сопутствующие процессу строительства об­ стоятельства (природно-климатические и гео­ графические условия, отсутствие транспортных путей и т. д.) повышали конфликтность этниче­ ских групп. Управленческая система выбрала способом поддержания социального порядка на Мурман­ ской железной дороге усиление охранной струк­ туры. Этнический фактор оказывал серьезней­ шее влияние на решения Управления. Так, агент, занимавшийся отправкой новых партий страж­ ников, просил срочно телеграфировать, «понадо­ бятся ли туркмены для упомянутой службы Мур­ манстройке и утвердительном случае количество их и место направления»14. Предполагалось «до­ ставить до пяти тысяч рабочих кавказцев из гор­ ных аулов»15. Охрана оказалась способна поддержать со­ циальный порядок только силовым способом, используя принудительные методы [8: 65]. При этом субъекты исполнительной власти оказались в положении индивидов, демонстри­ рующих девиантное поведение. Включение представителей нижних чинов в систему «ру­ ководство - подчинение - руководство» требо­ вало от них исключить поступки, нарушавшие общественные нормы, и тем самым демонстри­ ровать лояльность нормативному порядку. Одна­ ко стражники, продолжая традиции, заложенные Управлением Мурманской железной дороги, раз­ работали собственную систему социальных дей­ ствий, которая была основана на приоритетном привлечении этнического компонента. ПРИМЕЧАНИЯ 1Строительство Мурманской железной дороги (сокращенное название - Мурманстройка) осуществлялось одновременно на трех участках: Петрозаводск - Сорока (март - декабрь 1915 года); Сорока - Кандалакша (сентябрь 1915 - ноябрь 1916 года); Кандалакша - Мурман (июнь 1915 - апрель 1916 года). Построенные в 1913-1917 годах железнодорожные линии Званка - Петрозаводск, Петрозаводск - Мурманск позволили соединить Кольский полуостров (Александровский уезд Архангельской губернии) с Олонецкой и Санкт- Петербургской (Петроградской) губерниями. По завершении строительства эти линии были объединены с Петроградским железнодорожным узлом и составили единую магистраль, получившую уже известное ранее наименование - Мурманская железная дорога. 2 Железнодорожная линия была построена в кратчайшие сроки. Скорость строительства Великого северного пути - в среднем по 52,5 км в месяц [16: 159-160]. Транспортировка людей и грузов также осуществлялась на условиях временной эксплуатации железной дороги (подробнее об этом см.: Государственный архив Мур­ манской области (ГОКУ ГАМО). Ф. И-72. On. 1. Д. 13. Л. 202 об.). 3 Систематический набор в 1915 году (с января по сентябрь) обеспечил район строительства 30 тыс. наем­ ных работников. К концу строительного сезона 1915 года на прокладке линии Петрозаводск - Мурман было сосредоточено около 60 тыс. рабочих [6: 106]. Наиболее крупные группы иностранных рабочих: военно­ пленные австро-венгерского и немецкого подданства, китайцы, канадцы. Сведения о работавших на линии военнопленных различны. В официальном отчете о строительстве Мурманской железной дороги речь идет о приблизительной цифре - до 25 тыс. человек к 1 сентября 1916 года. (См.: Мурманская железная дорога. Краткий очерк постройки железной дороги на Мурманск с описанием ее района. Пг.: Издание Управления по постройке Мурманской железной дороги, 1916. С. 69). По подсчетам А. А. Голубева, около 35 тыс. человек на 1 февраля 1917 года [3: 119]. Р. Нахтигаль приводит данные о наибольшей концентрации военнопленных на линии к осени 1916 года - 40 тыс. человек [10: 119]. В «Справке к докладу Счетного Отдела от 13-го января 1917 г.», со ссылкой на сведения, полученные от Жандармского управления, приведена конкретная цифра - 24 635 военнопленных (Национальный архив Республики Карелия (далее - НАРК). Ф. 320. Оп. 3. Д. 45/362. Л. 156), китайцев - около 10 тыс. человек, канадцев - около 500 человек (см.: Мурманская железная дорога. С. 69-70). 4 НАРК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 45/362. Л. 62 об. 5Указанные сведения приведены на начало января 1917 года (НАРК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 45/362. Л. 156). Расчет сотрудников, необходимых для службы в охране, в 1915 году производился, «считая 1 человека стражи на 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz