Змеева О. В. Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 1. Этнические группы - акторы социальной системы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2021. – Т. 43, № 8. - С. 70-78.

74 О. В. Змеева ских групп не имела должного результата9. Ко­ нечно, информация о таких социальных характе­ ристиках рабочих, как пол, возраст, гражданство (подданство), сословная принадлежность, про­ фессиональные навыки потенциальных работ­ ников, также присутствует в документах. Однако практически в любом упоминании о социальных действиях группы (или коллективного актора [13: 124]), вне зависимости от последствий, действу­ ющие субъекты обозначаются как этнические. Об этом, в частности, сохранились свидетельства документов: «Заменившие черкесов стражники русские солдаты относятся к пленным хорошо»10; «.. .движение заболева­ ний сыпным тифом представляется в следующем виде. Состояло на 1 декабря финнов рабочих трое, финнов населения один и стражник черкес один»11. Этническая специфика формирующейся со­ циальной системы определила и особенности взаимодействия внутри общности. Функциональ­ ное и ролевое наполнение системы происходи­ ло последовательно, с возникновением новых «строительных» задач [7: 109], а также с учетом представлений руководства о специфике деятель­ ности той или иной этнической группы. Таким образом, администрация имела возможность раз­ вести по разным участкам не ладившие между собой этнические группы и сформировать услов­ но бесконфликтную среду. В отдельных случаях Управление шло им навстречу: китайцев обеспе­ чивали «чашками и палочками для еды, особой обувью (кожаные башмаки и суконные туфли), теплой одеждой и проч.», а финнов - маслом и кофе12. Возможно, более длительное выполнение ра­ бочими своих обязанностей позволило бы им успешно адаптироваться к установленному ру­ ководством распорядку и внести более заметный вклад в процесс функционирования социаль­ ной системы. Однако требование минимизации сроков строительства, чрезвычайные обстоя­ тельства, в которых возводился объект, - стали лишь одними из множества проблем, с которыми в действительности столкнулось Управление. Социальная реальность, насыщенная бытовы­ ми заботами повседневной жизни, этнически­ ми, религиозными и другими особенностями, ежедневно создавала барьеры для правомерного исполнения заданного нормативного порядка [7: 110-111]. То есть фактически не было организова­ но запланированное общество, пусть и этнически ориентированное, состоящее при этом из специ­ ализированных профессиональных коллекти­ вов, для которых были разработаны инструкции и правила. Правовые нормы, призванные урегу­ лировать отношения между рабочими и адми­ нистративными структурами, должны были ми­ нимизировать конфликтность и девиантность внутри социальной системы. Результатом четкого исполнения функций, соответствия «ожидаемых» социальных действий норматив- но-правовой документации, уменьшения кон­ фликтности могла бы стать своего рода предан­ ность этнических групп социальной системе. В отчетных документах строительства со­ держится информация о систематических на­ рушениях заданного руководством порядка, допускаемых коллективными агентами - пред­ ставителями этнических групп. Затруднен­ ность межэтнических коммуникаций (в силу язы­ ковых и культурных различий) препятствовала социальной интеграции всех участников строи­ тельства, что предполагало применение силы со стороны администрации. Регулярное обраще­ ние стражников к наказаниям могло стать фак­ тором временного поддержания порядка, восста­ новления функциональности системы. Как известно, простейшим решением про­ блемы стало укрепление службы охраны путем привлечения большего количества стражников. Поскольку избежать конфликтов между этниче­ скими группами удавалось все реже, стабили­ зации ситуации могло способствовать усиление социального контроля, позволявшее сохранить систему в состоянии «подвижного равнове­ сия». Что же сделало руководство? Оно вклю­ чило новые этнические группы, дополнительно объединенные квазиэтническим компонентом, в рассогласованную систему взаимодействий коллективов, конфликты внутри которых воз­ никали на основе этнических противоречий, установок, стереотипов, образцов поведения. Стражники (лезгины, ингуши, чеченцы, черке­ сы и другие этнические группы), работавшие в службе охраны, нередко рассматривались их непосредственными начальниками как типовые представители общности «кавказцев». Поступив на службу, стражники оказывались включенны­ ми в систему исполнительной власти. В струк­ туре сообщества они являлись, с одной стороны, исполнителями роли охранников социального порядка и, с другой стороны, пребывали в роли подчиненных, за которыми также требовались контроль и наблюдение. Такое промежуточное положение стражников позволяло им поддержи­ вать социальный порядок силового характера: «Отношение ближайшего начальства, - стражни­ ков, черкесов, не понимающих никакого европейско­ го языка и не признающих иного способа воздействия

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz