Змеева О. В. Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 1. Этнические группы - акторы социальной системы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2021. – Т. 43, № 8. - С. 70-78.
Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 1. Этнические группы - акторы социальной системы 71 связанные с историей планирования и процессом сооружения, с проблемами и препятствиями, со провождавшими масштабную стройку, а также с последствиями и значением этого историче ского события, продолжают сохранять актуаль ность [3], [4], [6], [10]. В отечественной и миро вой науке появился ряд публикаций, основанных на ранее неизвестных архивных материалах, где отражены повседневность, взаимодействия, проблемы и конфликты групп рабочих Мур- манки [4], [5], [15], [17], [18], [19]. По-прежнему остаются недостаточно изученными события этносоциальной жизни, происходившие вокруг объектов железнодорожного строительства. В частности, требуют научного осмысления опыт искусственного создания полиэтнической общности, последствия массовой миграции (как добровольной, так и принудительной) для функ ционирования временной общности2. Исходным допущением является предполо жение о том, что Мурманская железная дорога образца 1915-1916 годов - пример (пусть и вре менного) формирования региональных сооб ществ. Создание социума происходило во многом за счет ускорения иммиграционных процессов, использования труда огромных масс мигрантов, а также вербовки квалифицированных специ алистов. За неимением внутренних трудовых резервов, которые можно было использовать для реализа ции строительного замысла, Управление работ по постройке Мурманской железной дороги (да лее - Управление) последовательно использо вало различные модели привлечения рабочих на стройку3. Наиболее распространенными спо собами компенсировать недостаток рабочих рук стали мобилизация крестьян из различных реги онов страны, вербовка рабочих, ранее участво вавших в деле железнодорожного строительства, «трудотерапия» военнопленных. Доброволь ная трудовая миграция - это существенная часть пополнения общества строителей новыми членами, которые в свою очередь, присутствуя в жизни местного населения, создавали семьи, увеличивая население регионов. Многотысячная армия рабочих требовала ор ганизации, контроля и координации со стороны административной власти. Исторические и со- циально-антропологические исследования по казывают, что выбранная система управления и координации при всех ее недостатках и, как се годня принято говорить, сопутствующих потерях имела результатом появление всего через пол тора года незавершенной, но вполне функцио нировавшей железной дороги. Задачи настоя щей работы - рассмотреть влияние, с одной стороны, сформированной Управлением социаль ной структуры и, с другой стороны, социальных ожиданий участников строительства на возник новение образцов поведения и устойчивых типов взаимодействия индивидов (отдельных групп) на строительстве Мурманской железной дороги, а также выявить механизмы поддержания долж ного функционирования временного железнодо рожного сообщества. Актуальность предпринятого исследова ния заключается в использовании социоло гического подхода, применяемого для изуче ния функционирования социальной системы, к историческому явлению - строительству же лезнодорожной магистрали. Новизна состоит в том, что Мурманка впервые рассматривается не как объект строительства с привлечением мно гочисленных групп рабочих, а как социальная система, находящаяся в ситуации «подвижно го равновесия» (термин Т. Парсонса). Исполь зование отдельных элементов концепции соци альной системы позволяет выявить некоторые особенности воздействия социальной структуры, сформированной на строящихся объектах, на воз никновение устойчивых типов взаимодействия этнических групп на строительстве Мурман ской магистрали в 1915-1916 годах. Данная статья является первой частью ис следования, нацеленного на изучение социаль ного порядка, практически сформировавшегося в процессе строительства Мурманской железной дороги. В ней прежде всего рассматриваются ос новные теоретические положения, необходимые для последующего анализа функциональности элементов социальной системы в конкретных исторических обстоятельствах. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛ Мурманская железная дорога - это преимуще ственно государственный заказ, реализованный в обстоятельствах Первой мировой войны. Усло вия сооружения стратегического объекта требо вали от имперских властей специфических мер, которые бы обеспечивали контроль и наблюдение за деятельностью многочисленного трудового коллектива. Более того, среди участников строй ки находились группы, требовавшие постоянного наблюдения. Речь идет не только о военноплен ных, которые, естественно, находились под ох раной. Вызывали беспокойство и группы стро ителей, которых подозревали в шпионаже, те, кто был замечен в организации банд и потен циально мог нанести урон на любом из участ ков строившегося пути:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz