Змеева О. В. Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 1. Этнические группы - акторы социальной системы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2021. – Т. 43, № 8. - С. 70-78.

Социальный порядок на Мурманстройке. Часть 1. Этнические группы - акторы социальной системы 71 связанные с историей планирования и процессом сооружения, с проблемами и препятствиями, со­ провождавшими масштабную стройку, а также с последствиями и значением этого историче­ ского события, продолжают сохранять актуаль­ ность [3], [4], [6], [10]. В отечественной и миро­ вой науке появился ряд публикаций, основанных на ранее неизвестных архивных материалах, где отражены повседневность, взаимодействия, проблемы и конфликты групп рабочих Мур- манки [4], [5], [15], [17], [18], [19]. По-прежнему остаются недостаточно изученными события этносоциальной жизни, происходившие вокруг объектов железнодорожного строительства. В частности, требуют научного осмысления опыт искусственного создания полиэтнической общности, последствия массовой миграции (как добровольной, так и принудительной) для функ­ ционирования временной общности2. Исходным допущением является предполо­ жение о том, что Мурманская железная дорога образца 1915-1916 годов - пример (пусть и вре­ менного) формирования региональных сооб­ ществ. Создание социума происходило во многом за счет ускорения иммиграционных процессов, использования труда огромных масс мигрантов, а также вербовки квалифицированных специ­ алистов. За неимением внутренних трудовых резервов, которые можно было использовать для реализа­ ции строительного замысла, Управление работ по постройке Мурманской железной дороги (да­ лее - Управление) последовательно использо­ вало различные модели привлечения рабочих на стройку3. Наиболее распространенными спо­ собами компенсировать недостаток рабочих рук стали мобилизация крестьян из различных реги­ онов страны, вербовка рабочих, ранее участво­ вавших в деле железнодорожного строительства, «трудотерапия» военнопленных. Доброволь­ ная трудовая миграция - это существенная часть пополнения общества строителей новыми членами, которые в свою очередь, присутствуя в жизни местного населения, создавали семьи, увеличивая население регионов. Многотысячная армия рабочих требовала ор­ ганизации, контроля и координации со стороны административной власти. Исторические и со- циально-антропологические исследования по­ казывают, что выбранная система управления и координации при всех ее недостатках и, как се­ годня принято говорить, сопутствующих потерях имела результатом появление всего через пол­ тора года незавершенной, но вполне функцио­ нировавшей железной дороги. Задачи настоя­ щей работы - рассмотреть влияние, с одной стороны, сформированной Управлением социаль­ ной структуры и, с другой стороны, социальных ожиданий участников строительства на возник­ новение образцов поведения и устойчивых типов взаимодействия индивидов (отдельных групп) на строительстве Мурманской железной дороги, а также выявить механизмы поддержания долж­ ного функционирования временного железнодо­ рожного сообщества. Актуальность предпринятого исследова­ ния заключается в использовании социоло­ гического подхода, применяемого для изуче­ ния функционирования социальной системы, к историческому явлению - строительству же­ лезнодорожной магистрали. Новизна состоит в том, что Мурманка впервые рассматривается не как объект строительства с привлечением мно­ гочисленных групп рабочих, а как социальная система, находящаяся в ситуации «подвижно­ го равновесия» (термин Т. Парсонса). Исполь­ зование отдельных элементов концепции соци­ альной системы позволяет выявить некоторые особенности воздействия социальной структуры, сформированной на строящихся объектах, на воз­ никновение устойчивых типов взаимодействия этнических групп на строительстве Мурман­ ской магистрали в 1915-1916 годах. Данная статья является первой частью ис­ следования, нацеленного на изучение социаль­ ного порядка, практически сформировавшегося в процессе строительства Мурманской железной дороги. В ней прежде всего рассматриваются ос­ новные теоретические положения, необходимые для последующего анализа функциональности элементов социальной системы в конкретных исторических обстоятельствах. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛ Мурманская железная дорога - это преимуще­ ственно государственный заказ, реализованный в обстоятельствах Первой мировой войны. Усло­ вия сооружения стратегического объекта требо­ вали от имперских властей специфических мер, которые бы обеспечивали контроль и наблюдение за деятельностью многочисленного трудового коллектива. Более того, среди участников строй­ ки находились группы, требовавшие постоянного наблюдения. Речь идет не только о военноплен­ ных, которые, естественно, находились под ох­ раной. Вызывали беспокойство и группы стро­ ителей, которых подозревали в шпионаже, те, кто был замечен в организации банд и потен­ циально мог нанести урон на любом из участ­ ков строившегося пути:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz