Змеева О. В. Спецпереселенцы Хибиногорска: динамика идентичностей / Змеева О. В., Разумова И. А. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2017. - № 7 (168). - С. 7-14.

12 О. В. Змеева, И. А. Разумова элементом стабильного мира. Тем более если она патриархальная, какими и были крестьянские семьи. Ощущение принадлежности к ней соот­ носится с представлением о безопасности или более легком преодолении трудностей. Усиление идентификации с семьей способствует поддержа­ нию семейной памяти. В свою очередь, семейная биография, память позволяют сбалансировать конфликтующие идентичности: позитивные («мы - горожане», «мы - строители») и негатив­ ные («высланные», «лишенцы», «невольные»). «Жизнь брала свое» - одно из типовых ут­ верждений мемуаристов в рассказах о жизни в Хибиногорске. Привыкание к месту, новому положению, социальной среде осуществлялось через семейный и коллективный «спецпоселен- ческий» быт и вместе со строительством города: «Воду брали из реки Большая Белая. Надо было видеть ее первозданную красоту <...>. У реки же стирали белье, нагревая воду на костре. Го­ товили еду чуть невдалеке от палаток (в сопках) на кострах и даже пекли пирожки с поспевавшей черникой <...>. В палатках жило много молоде­ жи, и жизнь брала свое: звучала гармонь и другие музыкальные инструменты, слышались песни и частушки <...>. Помимо палаточного городка достраивалась Хибиногорская улица деревян­ ными рублеными домами, за нею Вудъяврский переулок, где возводились щитовые бараки»29 [12: 136-137]. По мере адаптации к заданным обстоятель­ ствам происходило переформирование жизнен­ ных проектов, в первую очередь молодежи. Оно соотносилось с изменением принципов иден­ тификации, которая осуществлялась уже не по факту происхождения, а в зависимости от воз­ можностей социального продвижения. «Строите­ ли», «горожане», «ударники труда», «северяне» - идентичности, которые позволяли преодолеть социальную стигму, сбалансировать социальное самочувствие. Различные, в том числе конфликтующие, идентичности под влиянием динамики внешних социально-политических факторов и в зависимо­ сти от реальных жизненных траекторий членов общностей могут объединяться или подавлять друг друга. В итоге формируются различные социальные типы. Одни на всю жизнь сохраня­ ют идентичность спецпереселенца - маргинала. Приняв соответствующую статусу роль жертвы, в изменившихся социально-политических усло­ виях они продолжают привычно ее исполнять, демонстрировать («всю жизнь прожили с клей­ мом»), объяснять свои жизненные неустройства тем, что «опять нас притесняют». Над другими перестает довлеть навязанный статус. Он пре­ одолевается иными социальными маркерами, которые оправдывают его и возвышают над ним. При этом не встретилось ни одного случая, когда бы статус спецпереселенца воспринимался в ка­ честве формального, не повлиявшего на иден­ тичность личности. Значения идентификатора «спецпереселенец» во многом определяются на­ личием, сроками и обстоятельствами официаль­ ной, подтвержденной документом, реабилитации (далеко не у всех мемуаристов она имеется). Од­ нако о полном соответствии речи быть не может. Судя по текстам, часто от роли жертвы не могут отказаться именно те, кто раньше других был восстановлен в правах и, по объективным по­ казателям, вполне реализовался в дальнейшей жизни. Переоценка статуса спецпереселенца проис­ ходила по мере восстановления в правах (инди­ видуально) и развития реабилитационного про­ цесса в целом. Когда перестала существовать официальная социальная категория, у всех при­ частных к ней появилась возможность сказать: «мы - бывшие спецпереселенцы». Общность становилась символической, объединяющей тех, которые были высланы в начале 1930-х, с их потомками. «Дети (внуки) спецпереселенцев» - значительная и особая категория этой общности. Их идентичность поддерживается потребностью сохранить память о собственных предках. Им, имеющим более высокий уровень образования и литературные навыки, принадлежит основная часть мемуаров о жизни спецпереселенцев. Со­ циально-исторический маркер «бывшие спец- переселенцы» соответствует идентичностям «мы - хибиногорцы», «мы - северяне» (что в числе прочего означает и «покорители Севе­ ра», и «ссыльные»), «мы - честные труженики». Если в «дореабилитационный» период другие идентичности способствовали уравниванию со­ циальных маргиналов с вольными людьми, то после смены идеологической парадигмы, напро­ тив, статус «бывших спецпереселенцев» предо­ ставил известные бонусы. Он определяет при­ надлежность к общности исторически значимой, жертвенной, героической, высоконравственной и т. д. Идентичности «мы - бывшие спецпересе- ленцы» и «выходцы из спецпереселенцев» демон­ стрируют невозможность отказаться от статуса, который, казалось бы, стал сугубо исторической реалией. * Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ по проекту № 16-11-51002 «а(р)» «Осмысление опыта советской урбанизации арктической территории в мемуарно-биографических источниках: социально-антропологический ракурс». ПРИМЕЧАНИЯ 1Вопросы историографии спецпереселений, социально-экономические, политические, региональные аспекты, статистика, анализ нормативно-правовой базы достаточно глубоко проанализированы в указанных и некоторых других исследованиях. 2 С 1934 года - Кировск. С Хибиногорска началась индустриализация центральной части Кольского полуострова на осно­ ве промышленной разработки горнорудных месторождений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz