Змеева О. В. Спецпереселенцы Хибиногорска: динамика идентичностей / Змеева О. В., Разумова И. А. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2017. - № 7 (168). - С. 7-14.

Спецпереселенцы Хибиногорска: динамика идентичностей 11 спецпереселенцы, приехали «на все готовое», они не вполне могут претендовать на звание строителей городов. Речь при этом идет только о строительстве периода Хибиногорска: самого города, гражданских и промышленных объектов вокруг него. Хибиногорск сменил имя в декабре 1934 года (после смерти С. М. Кирова). Как из­ вестно, номинация «спецпереселенец» была ак­ туальна тоже до 1934 года (позже, в 1934-1944 го­ дах, высланных называли трудопоселенцами, а с 1944 года - спецпоселенцами [5: 18]; [9: 14, 17-18]). Переименование города совпало с изме­ нением официального статуса тех, которые нача­ ли его строить. Их воспоминания отнюдь не за­ канчиваются 1934 годом, но в текстах почти нет иных наименований группы, чем «спецпересе- ленцы» или «поселенцы». Таким образом, статус и идентичность «спецпереселенца» совпадают по времени их закрепления с легитимным ста­ тусом горожанина-хибиногорца. Идентичность «мы - горожане» соотносится с идентичностями «мы - строители города» и «мы - хибиногорцы». Идентичность «мы - горожане» связана не только с активным вовлечением спецпересе- ленцев в градостроительство. Особая роль в ее формировании отводилась детям. Соответству­ ющая политика была направлена на «правовой» раскол поколений [9: 144]. Дети, которые имели спецпереселенческий статус в силу происхож­ дения, в новом городе становились учащимися, студентами, специалистами. Социализируясь в Хибиногорске-Кировске, получая образование и карьерные перспективы, они пересматривали результаты принудительной миграции семьи: «Поколение детей тогдашних крестьян уже от­ воротили от земли. Я знал ребят, окончивших ГХТ24, которые говорили: “Хорошо, что отцов сослали, а то бы крутить нам хвосты быкам всю жизнь”»25 [18: 225]; «Не забыть до сих пор все произошедшее с нами, но обо всем этом не было сожаления. Такое единогласное мнение было вы­ сказано старшими из семьи при встрече, когда они были еще живы. Пережив все невзгоды, се­ мья начала жить новой городской, рабочей жиз­ нью. Подрастающее поколение стало получать высшее образование»26 [12: 139]. Мечтать о возвращении на родину, уже по­ лучив городское жилье, продолжали родители. Дети же, адаптированные к городской среде, были ориентированы на получение специаль­ ности, социальное продвижение. У многих улуч­ шались бытовые условия уже по истечении нескольких месяцев пребывания в Заполярье, причем изменения были качественными: шалман (палатка, землянка) ^ щитовой барак ^ ком­ ната в каменном доме ^ отдельная квартира. Кризис идентичности, с которым сталкивался спецпереселенец, лишаясь имущества и родины в процессе принудительного переселения, по­ степенно преодолевался, осуществлялись поиск новой идентичности и затем ее выстраивание. Формирование идентичности «строителя города» для одних служило оправданием системы прину­ дительного расселения, для других было ответом на главный вопрос: «За что?» - За то, что «мы были трудягами». Обладание качествами «чест­ ного труженика» и навыками «домостроителя», обретенными на родине, в крестьянской семье, стало основой для их развития и применения в другой области - на строительстве целого горо­ да: «Город Хибиногорск - это монументальный памятник труженикам-крестьянам, разоренным и свезенным в суровый Хибинский край с раз­ ных краев России. Главная рабочая сила в этой стройке была именно их, переселенцев. Крепкие мозолистые руки трудолюбивых крестьян умели держать и лопату, и лом, топор, кирку и другой строительный инструмент»27 [12: 139]. Конфликт и баланс идентичностей: «бывшие спецпереселенцы» Даже высокий статус «строитель города» не избавляет спецпереселенца от конфликта иден­ тичностей прошлого и настоящего. Адаптации мешает прежде всего осознание невозможности добровольно возвратиться на родину, встретить­ ся с родными. Конфликт заключается в том, что личность отказывается признать законность раскулачивания, лишения прав, пребывания под контролем и в то же время не может испра­ вить ситуацию. Об этом свидетельствуют исто­ рии о безуспешных попытках восстановиться в правах, безответных письмах «наверх» и т. п. Представители власти не использовали так на­ зываемый природный уравнитель. В отношении спецпереселенцев не учитывались сложные кли­ матические условия, в которых они работали. Им не назначались северные надбавки, более того, зарплата урезалась. Их не касались льго­ ты, которые имели в Заполярье вольнонаемные: « . полярные им платили, отпуска больше, пу­ тевки в дома отдыха и санатории, а нам отпуск 12 дней без выезда. За регистрацию брака с нас брали 15 рублей, а с вольнонаемных 3 руб. А за что такое наказание?»28 [13: 45]. Экономическая дискриминация человека, потерявшего все и не имеющего права заработать снова, обостряла внутриличностный конфликт. Что исправляло ситуацию и позволяло пре­ одолеть противоречия? Как признаются сами спецпереселенцы, чувство взаимной поддержки и защищенности давала семья. При высылке от­ дельных членов семьи часто принималось реше­ ние переезжать вместе. В других случаях семья при первой возможности восстанавливалась. Было и так, что вольные члены семьи переезжали к родственникам-спецпереселенцам. В иерархии идентичностей спецпереселенца самой важной является идентификация с семьей. Идентичность «мы - семья» стала спасением. В ситуации, ког­ да человек предан властью, нередко соседями, односельчанами, друзьями, доверие сохраняет­ ся только внутри родственной группы. Семья как «первичная группа» остается основным

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz