Змеева О. В. Спецпереселенцы Хибиногорска: динамика идентичностей / Змеева О. В., Разумова И. А. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2017. - № 7 (168). - С. 7-14.
Спецпереселенцы Хибиногорска: динамика идентичностей 11 спецпереселенцы, приехали «на все готовое», они не вполне могут претендовать на звание строителей городов. Речь при этом идет только о строительстве периода Хибиногорска: самого города, гражданских и промышленных объектов вокруг него. Хибиногорск сменил имя в декабре 1934 года (после смерти С. М. Кирова). Как из вестно, номинация «спецпереселенец» была ак туальна тоже до 1934 года (позже, в 1934-1944 го дах, высланных называли трудопоселенцами, а с 1944 года - спецпоселенцами [5: 18]; [9: 14, 17-18]). Переименование города совпало с изме нением официального статуса тех, которые нача ли его строить. Их воспоминания отнюдь не за канчиваются 1934 годом, но в текстах почти нет иных наименований группы, чем «спецпересе- ленцы» или «поселенцы». Таким образом, статус и идентичность «спецпереселенца» совпадают по времени их закрепления с легитимным ста тусом горожанина-хибиногорца. Идентичность «мы - горожане» соотносится с идентичностями «мы - строители города» и «мы - хибиногорцы». Идентичность «мы - горожане» связана не только с активным вовлечением спецпересе- ленцев в градостроительство. Особая роль в ее формировании отводилась детям. Соответству ющая политика была направлена на «правовой» раскол поколений [9: 144]. Дети, которые имели спецпереселенческий статус в силу происхож дения, в новом городе становились учащимися, студентами, специалистами. Социализируясь в Хибиногорске-Кировске, получая образование и карьерные перспективы, они пересматривали результаты принудительной миграции семьи: «Поколение детей тогдашних крестьян уже от воротили от земли. Я знал ребят, окончивших ГХТ24, которые говорили: “Хорошо, что отцов сослали, а то бы крутить нам хвосты быкам всю жизнь”»25 [18: 225]; «Не забыть до сих пор все произошедшее с нами, но обо всем этом не было сожаления. Такое единогласное мнение было вы сказано старшими из семьи при встрече, когда они были еще живы. Пережив все невзгоды, се мья начала жить новой городской, рабочей жиз нью. Подрастающее поколение стало получать высшее образование»26 [12: 139]. Мечтать о возвращении на родину, уже по лучив городское жилье, продолжали родители. Дети же, адаптированные к городской среде, были ориентированы на получение специаль ности, социальное продвижение. У многих улуч шались бытовые условия уже по истечении нескольких месяцев пребывания в Заполярье, причем изменения были качественными: шалман (палатка, землянка) ^ щитовой барак ^ ком ната в каменном доме ^ отдельная квартира. Кризис идентичности, с которым сталкивался спецпереселенец, лишаясь имущества и родины в процессе принудительного переселения, по степенно преодолевался, осуществлялись поиск новой идентичности и затем ее выстраивание. Формирование идентичности «строителя города» для одних служило оправданием системы прину дительного расселения, для других было ответом на главный вопрос: «За что?» - За то, что «мы были трудягами». Обладание качествами «чест ного труженика» и навыками «домостроителя», обретенными на родине, в крестьянской семье, стало основой для их развития и применения в другой области - на строительстве целого горо да: «Город Хибиногорск - это монументальный памятник труженикам-крестьянам, разоренным и свезенным в суровый Хибинский край с раз ных краев России. Главная рабочая сила в этой стройке была именно их, переселенцев. Крепкие мозолистые руки трудолюбивых крестьян умели держать и лопату, и лом, топор, кирку и другой строительный инструмент»27 [12: 139]. Конфликт и баланс идентичностей: «бывшие спецпереселенцы» Даже высокий статус «строитель города» не избавляет спецпереселенца от конфликта иден тичностей прошлого и настоящего. Адаптации мешает прежде всего осознание невозможности добровольно возвратиться на родину, встретить ся с родными. Конфликт заключается в том, что личность отказывается признать законность раскулачивания, лишения прав, пребывания под контролем и в то же время не может испра вить ситуацию. Об этом свидетельствуют исто рии о безуспешных попытках восстановиться в правах, безответных письмах «наверх» и т. п. Представители власти не использовали так на зываемый природный уравнитель. В отношении спецпереселенцев не учитывались сложные кли матические условия, в которых они работали. Им не назначались северные надбавки, более того, зарплата урезалась. Их не касались льго ты, которые имели в Заполярье вольнонаемные: « . полярные им платили, отпуска больше, пу тевки в дома отдыха и санатории, а нам отпуск 12 дней без выезда. За регистрацию брака с нас брали 15 рублей, а с вольнонаемных 3 руб. А за что такое наказание?»28 [13: 45]. Экономическая дискриминация человека, потерявшего все и не имеющего права заработать снова, обостряла внутриличностный конфликт. Что исправляло ситуацию и позволяло пре одолеть противоречия? Как признаются сами спецпереселенцы, чувство взаимной поддержки и защищенности давала семья. При высылке от дельных членов семьи часто принималось реше ние переезжать вместе. В других случаях семья при первой возможности восстанавливалась. Было и так, что вольные члены семьи переезжали к родственникам-спецпереселенцам. В иерархии идентичностей спецпереселенца самой важной является идентификация с семьей. Идентичность «мы - семья» стала спасением. В ситуации, ког да человек предан властью, нередко соседями, односельчанами, друзьями, доверие сохраняет ся только внутри родственной группы. Семья как «первичная группа» остается основным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz