Змеева О. В. Спецпереселенцы Хибиногорска: динамика идентичностей / Змеева О. В., Разумова И. А. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2017. - № 7 (168). - С. 7-14.

Спецпереселенцы Хибиногорска: динамика идентичностей 9 постоянно переоценивался. «В нашем доме был открыт детсад, в который нас не приняли. Дети бедняков (а по правде сказать, лентяев) спали в нашем доме, играли в нашем дворе, обедали за нашим столом. А мы, “кулацкие выродки”, как нас презрительно стали называть, были вы­ нуждены жить в чулане собственного дома»10[13: 111-112]. Непонимание «за что?» впоследствии приведет к переоценке действий властей и соб­ ственных поступков. Но при раскулачивании все происходит помимо воли участников: «нас рас­ кулачили», «не дали...», «вывезли», «посадили на телегу», «привезли», «загнали» и т. д. Разрушение старого быта, насильственное выдворение из родного дома, путь в открытой телеге в зимнее время («много детей замерзло.») лишают не только комфорта и свободы, но пере­ страивают личность, разрушают индивидуаль­ ность. Восприятие и осознание себя мучениками, жертвами репрессий начинается не столько с ли­ шения имущества, сколько с начала пути. Пре­ жде всего это связано с транспортом, на котором доставляли раскулаченных. До станции везли на телеге или санях, причем они, как и лошади, нередко были бывшими «своими»: « .посадили в их же сани, дали только одеться, повезли по другим деревням»1 [12: 189]. По мере продвиже­ ния их продолжали лишать имущества, оставляя почти без одежды: «Везли до железной дороги на наших же лошадях <...>. Многое из взятых ве­ щей у людей отобрали уже на станции. Из всего нашего имущества у нас осталось только то, что было на себе»12 [13: 59]. Образом крайней формы обезличивания, символом завершения прошлой жизни становится «телячий вагон». Иногда его называют «товарным» или «столыпинским», но чаще всего - «телячьим». Поездка в таком вагоне рассматривается как нечеловеческая: «И в этих вагонах для перевозки скота разместили людей, которые долгое время держали первенство во всесоюзном соцсоревновании рыбаков-колхоз- ников всей страны! Так, сидя на своих узлах, по­ ехали заслуженные люди в неизвестность»13 [13: 134]. Не только путь в неизвестность, но условия жизни в пути, который мог длиться неделями, обрушились на вчера еще благополучных людей. «Телячий» вагон для спецпереселенцев означает окончательное уничтожение не только прежне­ го статуса, но и нормального существования. Именно в этом вагоне они обретают черты новой идентичности. Отсутствие интимности, разделе­ ние семей, скученность, унижение при отправле­ нии естественных потребностей, обращение как с животными. Является благом, когда добрые конвоиры выпускают людей на остановках. По­ является тюремная лексика - «параша», «нары». Поездка в «телячьем» вагоне в тюремных усло­ виях - ключевой мотив повествования о пере­ селении. Именно в пути начинает формировать­ ся представление о жертвенности, происходит переоценка действий семьи и впервые возникает вопрос: «За что?» Вагон становится местом фор­ мирования коллективной идентичности: «мы - жертвы режима», «мы - мученики». «Мы - спецпереселенцы» Поездка в вагоне на определенное время ста­ новится для ссыльных дорогой к смерти. Извест­ но, что многие умирали в пути (мороз, болезни, расстрел при побеге и пр.), об этом свидетель­ ствуют многие мемуаристы [12: 91, 201, 209], [13: 23, 30, 46, 48, 67, 106], [18: 97]. Неизвестность, отсутствие перспектив, многочисленные смерти и страдания доводили до отчаяния. Были извест­ ны социалистические стройки с особо тяжелыми условиями, где трудились заключенные, а ссыль­ ные гибли тысячами. Соображения о том, что их везут умирать, иногда до прибытия на место ока­ зывались преувеличенными, появлялась надеж­ да. Так, проезжая станцию Званка (Волховстрой), раскулаченные услышали, что кто-то определил направление: поезд движется «на Мурман»: «Это как-то взбодрило людей: Мурман - не самое гиб­ лое место, там можно жить»14 [12: 134]. На новом месте прибывшие оказывались на­ деленными новым статусом и новым повседнев­ ным обращением. По приезде в Хибиногорск они узнавали, что теперь являются «переселенца­ ми» (официально - спецпереселенцами): «Так мы стали называться переселенцами, в отличие от приехавших сюда вольных людей. Между этими «сословиями» долго чувствовалась разница»15 [12: 137]. Новая жизнь дана, они ее не выбирали. С получением нового статуса, лишением прав и возможности покидать населенный пункт или место строительства происходило окончательное принятие роли жертвы режима (и жертва подчи­ нялась, за исключением беглых, которых ловили, или они умирали), формировалась новая иден­ тичность «переселенца». Социальному переструктурированию и ста­ тусно-ролевым изменениям подверглось все население страны. Формальный статус спецпе- реселенца определял место его носителя в си­ стеме социальных отношений. Он дополнялся синонимичными обозначениями, усложнявшими социальную структуру. Дети спецпереселенцев вспоминают распространенные оскорбительные обращения и высказывания в свой адрес: «дети кулаков», «дети врагов народа», «лишенцы», «из­ гои». Вместе с тем многие мемуаристы, будучи детьми, не испытали особого к себе отношения со стороны вольных хибиногорцев. Они отметили, что ни в школе, ни в компании сверстников «раз­ личий не делалось», «мы все были вместе» и т. п. Некоторые называют себя просто переселенцами, утверждая, что приставка «спец» не использова­ лась ни ими самими, ни местными. По существу, все приехавшие на стройку в Хибиногорск явля­ лись переселенцами, на этой территории не было постоянного, коренного населения за исключени­ ем кочующих саамов. Это предоставляло возмож­ ность включения себя, спецпереселенца, в новую общность - хибиногорских переселенцев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz