Змеева О. В. Спецпереселенцы Хибиногорска: динамика идентичностей / Змеева О. В., Разумова И. А. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2017. - № 7 (168). - С. 7-14.

8 О. В. Змеева, И. А. Разумова Они характеризуются соответствующими ритори­ кой, структурой, оценочными суждениями. Есть материалы советского времени. Те и другие имеют как специфику, так и много общих деталей. По мнению В. Я. Шашкова, в Мурманском округе не было «классических» закрытых спец- поселков (за исключением поселка рыбаков Даль­ ние Зеленцы) - спецпереселенцы проживали на территориях строительства новых городов и ра­ бочих поселков; поселения создавались по трассе дороги от железнодорожной станции до строя­ щегося города [19: 122-123]. В мемуарах бывших жителей Хибиногорска нет упоминаний о специ­ альных поселениях или о закрытых территориях. Упоминается о шалманах, бараках, землянках, «чистом поле», километрах. Километровые от­ метки были местами, предназначенными для жи­ лья спецпереселенцев, и они, как сформулировал историк, «заложили первый камень в фундамент будущего города» [19: 109]. Разрушение идентичности История спецпереселенца начинается с трав­ мирующего события. Часть биографии, которая связана с жизнью до переселения, обычно не воспроизводится. Представления о жизни «до» воссоздаются по обрывочным воспоминаниям, которые в определенном смысле являются си­ стемой защиты и служат для аргументации «не­ справедливого выселения». Перечисление иму­ щества «кулацкой» семьи, ценностей и памятных вещей, наличие которых вызывало зависть сосе­ дей, и всего, что впоследствии было подвергнуто разорению и перераспределению, - вот картина прошлой, спокойной и стабильной жизни: «Дом, усадьба, сад возле нашего подворья - все было ухожено, окружено деревьями: липами, черему­ хой, березой, яблонями. Рядом колодец. Построй­ ки срублены из строевых бревен. Жили, как по­ добает настоящему деревенскому хозяину. Была изба-зимник, пятистенка, кухня, амбар, сарай, гумно. Лошадь, жеребенок, восемь овец, коро­ ва, теленок, поросенок, десять кур. В праздники приезжали гости. <...>. И ничего не предвещало грозы среди ясного неба»4 [13: 89]5. Разделение на «своих» и «чужих» основано прежде всего на системе представлений о соци­ альной структуре. Называя себя бывшими ку­ лаками, членами раскулаченных семей, детьми торговцев и т. п., мемуаристы осознанно вписы­ вают себя в структуру социальных статусов и от­ ношений. Они знали, что их раскулачили: они получили статус спецпереселенцев. Знали, что существовали другие социальные группы, кото­ рые не подвергались принудительному выселе­ нию, - бедняки, середняки: «Председателем кол­ хоза был избран самый ленивый в деревне <...>. Он считался бедняк»6 [13: 19]. Знали, что роди­ тели или прадеды были признаны кулаками - в местах ссылки их называли детьми кулаков. К младшим осознание приходило позже: «Я в те годы не понимал и не знал, что в те 30-е годы происходило и почему нашу семью выслали на Север <...>. Кто мы такие были по отношению к другим, живущим в нашей деревне?»7 [12: 203]. Переселенцы оказались «чужими» в фор­ мирующейся системе коллективного хозяйства и новой социальной структуры. Осознание из­ начальной «невписываемости» раскулаченной семьи в систему трудовых отношений не дает пе­ реселенцу разумных аргументов. Он постоянно возвращается к одному вопросу: За что? Самый распространенный ответ, который он находит для себя, - за трудолюбие. Противоречивость, аб­ сурдность и отсутствие логики в действиях тех, от кого зависела судьба переселенцев, вероятно, являются главными основаниями формирования конфликта идентичностей. С одной стороны, ро­ дители имели определенный социальный статус, например крестьянина. Хороший крестьянин в сельском сообществе ассоциируется с тяжелой работой. Он «труженик», «работяга», своими ру­ ками строит дом, содержит хозяйство. Это хозя­ ин дома, семьи, земли. С другой стороны, этого трудолюбивого человека (и членов его большой семьи) лишают всего, чего он достиг, построил, вырастил за всю жизнь, а у детей отнимают воз­ можность быть наследниками результатов его труда. Произошло разрушение известной куль­ турной модели: «Так кончилась деревенская жизнь российского крестьянства. Было разруше­ но не только нажитое тяжелым трудом хозяйство Кудрявцевых, но был нанесен ощутимый удар по всему деревенскому укладу жизни. Постепенно деревни начали хиреть: пашни заросли кустарни­ ком и лесом, редкие колхозы жили более-менее справно. В нашей деревне осталось пяток домов, нет в ней ни коров, ни кур, ни лошадей»8[12: 138]. Крестьянина не просто понижают в социаль­ ном смысле, и он перестает быть крестьянином. Его лишают старого статуса и наделяют новым, который приобретает негативные характеристи­ ки, становясь клеймом как для него самого, так и для членов семьи. Новый статус не является приобретенным, он навязан системой. Травмирующим событием становятся высе­ ление, отъем имущества, его уничтожение, пере­ дача другим лицам или разорение. Осознание утраты старой жизни, отсутствие представлений о будущем, перспектив возвращения в родные места - все это отражалось и на идентичности детей. Они понимали, что жизнь, которая была, закончилась: «Мое детство кончилось в 9 лет»9 [13: 43]. Идентичность ребенка разрушена. Раску­ лачивание продемонстрировало ему социальное неравенство: детей обвинили в недостойном для новой жизни происхождении (дети торговцев, за­ житочных крестьян). Процесс разрушения старой идентичности осуществлялся быстро. При всей фрагментарности детских воспоминаний в них присутствуют моменты, свидетельствующие о кризисе идентичности в типовых обстоятель­ ствах: при отъеме имущества и выселении из дома. С этих событий каждый фрагмент жизни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz