Змеева О. В. Мурманская железная дорога: установление и трансформация социального порядка // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2019. - № 6 (183). - С. 107-113.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 6 (183). С. 107-113 Этнография, этнология и антропология 2019 DOI: 10.15393/uchz.art.2019.379 УДК 301.18(924.14/16) ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ЗМЕЕВА кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центр гуманитарных проблем Баренц региона - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Апатиты, Российская Федерация) zmeyeva@rambler.ru МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА: УСТАНОВЛЕНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА* Рассматривается система формирования полиэтнической социальной структуры в период строи тельства Мурманской железной дороги. Ключевой является проблема столкновения официально установленных норм социального порядка с традиционными этническими нормами в специфиче ских условиях образования общности. Организованная формальная структура - Управление по по стройке Мурманской железной дороги - выполняла функции координации и управления разными этническими и социальными группами. Использование правил, установленных в нормативно-пра вовых документах, позволило организовать нормативный порядок, соблюдение которого оказалось проблематичным на отдельных участках строительства. Отсутствие транспортной инфраструктуры лишило руководство возможности осуществлять координирующую и контролирующую функции, что привело к трансформации социального порядка участниками строительства. В результате со циальный порядок обеспечивался не столько при помощи функционального распределения обязан ностей и полномочий на основании соответствующих норм, сколько благодаря правилам, заданным этническими традициями. Ключевые слова: Мурманская железная дорога, этнические общности, социальная система, социальный порядок, контроль Д л я ц и т и р о в а н и я : Змеева О. В. Мурманская железная дорога: установление и трансформация социального поряд ка // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 6 (183). С. 107-113. DOI: 10.15393/uchz. art.2019.379 ВВЕДЕНИЕ Поставив перед собой цель рассмотреть ха рактер межэтнических коммуникаций в процессе строительства Мурманской железной дороги, мы обратились к вопросам о том, как в целом регу лировались отношения между различными груп пами участников строительства, как создавалась и функционировала структура этих отношений и какую роль в них играл этнический фактор. Исследователи, занимающиеся историей строительства Мурманской железной дороги, неоднократно обращались к проблеме обеспече ния линии рабочей силой и к способам разреше ния различного рода конфликтов. Исторические и историко-краеведческие работы, посвященные истории сооружения дороги, отвечают на различ ные вопросы, касающиеся мобилизации рабочей силы в условиях Первой мировой войны1 [3], [4], [6], [7], [10], [18], [20]. Изучению межэтнических взаимодействий способствуют исследования, объектом которых являются конкретные группы рабочих: военнопленные [1], [12], [13], [26], [27], китайцы [19], [24], [25], «горцы» [21]. Процесс создания новых общностей в ходе строительства дороги отчасти проясняется благодаря данным об использовании квалифицированных рабочих и привлечении их в качестве постоянного насе ления [2], [5], [22]. © Змеева О. В., 2019 Одним из важнейших произведений, по священных строительству пути к Северному Ледовитому океану, остается книга «Мурман ская железная дорога. Краткий очерк построй ки железной дороги на Мурман с описанием ее района»2. Эта работа сотрудников Управления по постройке Мурманской железной дороги по существу является официальным отчетом об этапах сооружения крупнейшего объекта. До кумент представляет один из первых опублико ванных источников, в котором подробно описа ны успехи и провалы, связанные с выполнением стратегической задачи соединения столицы и за полярной окраины Империи. Он и сейчас оста ется отправной точкой любого исследования по истории дороги. Историческая значимость этого документа неоспорима, но его информационный потенциал в отношении социальных аспектов строительства: специфики найма рабочей силы, взаимодействия этнических и социальных групп, насыщенности и разнообразия способов ком муникации, - еще далеко не исчерпан. В книге «Мурманская железная дорога...» первичной систематизации подвергнуты этнические и со циальные группы, которые были привлечены на строительство, приведены сведения о повсед невных практиках рабочих, обстоятельствах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz