Змеева О. В. Мурманская железная дорога: установление и трансформация социального порядка // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2019. - № 6 (183). - С. 107-113.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 6 (183). С. 107-113 Этнография, этнология и антропология 2019 DOI: 10.15393/uchz.art.2019.379 УДК 301.18(924.14/16) ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ЗМЕЕВА кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центр гуманитарных проблем Баренц региона - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Апатиты, Российская Федерация) zmeyeva@rambler.ru МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА: УСТАНОВЛЕНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА* Рассматривается система формирования полиэтнической социальной структуры в период строи­ тельства Мурманской железной дороги. Ключевой является проблема столкновения официально установленных норм социального порядка с традиционными этническими нормами в специфиче­ ских условиях образования общности. Организованная формальная структура - Управление по по­ стройке Мурманской железной дороги - выполняла функции координации и управления разными этническими и социальными группами. Использование правил, установленных в нормативно-пра­ вовых документах, позволило организовать нормативный порядок, соблюдение которого оказалось проблематичным на отдельных участках строительства. Отсутствие транспортной инфраструктуры лишило руководство возможности осуществлять координирующую и контролирующую функции, что привело к трансформации социального порядка участниками строительства. В результате со­ циальный порядок обеспечивался не столько при помощи функционального распределения обязан­ ностей и полномочий на основании соответствующих норм, сколько благодаря правилам, заданным этническими традициями. Ключевые слова: Мурманская железная дорога, этнические общности, социальная система, социальный порядок, контроль Д л я ц и т и р о в а н и я : Змеева О. В. Мурманская железная дорога: установление и трансформация социального поряд­ ка // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 6 (183). С. 107-113. DOI: 10.15393/uchz. art.2019.379 ВВЕДЕНИЕ Поставив перед собой цель рассмотреть ха­ рактер межэтнических коммуникаций в процессе строительства Мурманской железной дороги, мы обратились к вопросам о том, как в целом регу­ лировались отношения между различными груп­ пами участников строительства, как создавалась и функционировала структура этих отношений и какую роль в них играл этнический фактор. Исследователи, занимающиеся историей строительства Мурманской железной дороги, неоднократно обращались к проблеме обеспече­ ния линии рабочей силой и к способам разреше­ ния различного рода конфликтов. Исторические и историко-краеведческие работы, посвященные истории сооружения дороги, отвечают на различ­ ные вопросы, касающиеся мобилизации рабочей силы в условиях Первой мировой войны1 [3], [4], [6], [7], [10], [18], [20]. Изучению межэтнических взаимодействий способствуют исследования, объектом которых являются конкретные группы рабочих: военнопленные [1], [12], [13], [26], [27], китайцы [19], [24], [25], «горцы» [21]. Процесс создания новых общностей в ходе строительства дороги отчасти проясняется благодаря данным об использовании квалифицированных рабочих и привлечении их в качестве постоянного насе­ ления [2], [5], [22]. © Змеева О. В., 2019 Одним из важнейших произведений, по­ священных строительству пути к Северному Ледовитому океану, остается книга «Мурман­ ская железная дорога. Краткий очерк построй­ ки железной дороги на Мурман с описанием ее района»2. Эта работа сотрудников Управления по постройке Мурманской железной дороги по существу является официальным отчетом об этапах сооружения крупнейшего объекта. До­ кумент представляет один из первых опублико­ ванных источников, в котором подробно описа­ ны успехи и провалы, связанные с выполнением стратегической задачи соединения столицы и за­ полярной окраины Империи. Он и сейчас оста­ ется отправной точкой любого исследования по истории дороги. Историческая значимость этого документа неоспорима, но его информационный потенциал в отношении социальных аспектов строительства: специфики найма рабочей силы, взаимодействия этнических и социальных групп, насыщенности и разнообразия способов ком­ муникации, - еще далеко не исчерпан. В книге «Мурманская железная дорога...» первичной систематизации подвергнуты этнические и со­ циальные группы, которые были привлечены на строительство, приведены сведения о повсед­ невных практиках рабочих, обстоятельствах

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz