Змеева О. В. Мурманская железная дорога: установление и трансформация социального порядка // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2019. - № 6 (183). - С. 107-113.

Мурманская железная дорога: установление и трансформация социального порядка 111 в целом для органа охраны и всего Управления. Поэтому в Инструкции действия стражника имели разрешающий, предупреждающий, пред­ писывающий, запрещающий и/или ограничива­ ющий характер. Действующие субъекты - участники строи­ тельства - оказались в условиях, когда необхо­ димость принятия нормативных обязательств совпадала с процессом климатической и соци­ альной адаптации. Такое положение вызвано тем, что сооружение «Мурманки» являлось строи­ тельством военно-стратегического объекта. Ско­ рость возведения объекта, в среднем по 52,5 ки­ лометра в месяц [23: 160], непродолжительный контракт наемных рабочих, многочисленные проблемы, связанные с отсутствием бытовой и транспортной инфраструктуры, требовали от рабочих скорейшей адаптации. Координацию и контроль установленного легитимного порядка на местах выполняли на­ чальники участков и дистанций, а также пред­ ставители службы охраны. Функция начальника заключалась в наблюдении, контроле и надле­ жащем исполнении основных пунктов тех или иных документов на доверенной ему территории. Представители охраны, руководствуясь норма­ тивно-правовыми документами, должны были непосредственно обеспечивать установленный режим работы и не допускать разрушения по­ рядка участниками строительства. Их обязан­ ности включали исполнение установленных норм и правил, регламентирующих отношения между различными группами, контроль за выполнением рабочими своих функций, в отдельных случаях - разрешение конфликтных ситуаций. Это означа­ ло, что начальники участков и охрана фактиче­ ски сами должны были обеспечить нормативный и социальный порядок. В реальности воспроизводился традицион­ ный культурный образец, к которому привыкли те или иные этнические группы, который, кста­ ти, поддерживался Строительным управлением. Наибольшие усилия руководство направляло на удовлетворение базовых потребностей этниче­ ских групп. В частности, существовала необ­ ходимость своевременного снабжения рабочих привычными для них предметами обихода и про­ дуктами. Так, китайцев обеспечивали «чашками и палочками для еды, особой обувью (кожаные башмаки и суконные туфли), теплой одеждой и проч.», а финнов - маслом и кофе23. Таким об­ разом, Строительное управление выполняло функцию координации и, пытаясь разрешить отдельные проблемы (например, возникающие этнические или религиозные конфликты), ор­ ганизовывало «гармонию» социальной жизни, то есть поддерживало социетальный, согласно Т. Парсонсу, порядок. Вместе с тем исполнение разработанных пра­ вил не всегда могло быть реализовано. Началь­ ник одного из участков линии Сорока - Канда­ лакша жаловался: «...При отсутствии способов передвижения, я решительно не имею возмож­ ности объезжать район отделения»24. Начальни­ ки участков, территории которых оказывались в заболоченной местности, на незаселенной тер­ ритории, в существующих условиях оставались иммобильными даже при наличии средств пере­ движения. На больших территориях не было воз­ можности контролировать то, что фиксировалось в нормативных документах. Природно-климати­ ческие условия и отсутствие транспортных пу­ тей - два фактора, которые изначально создавали дополнительные трудности в привлечении рабо­ чей силы, остались постоянно действующими. Они замкнули цикл и не позволили контролиру­ ющим структурам созданной социальной систе­ мы стать полноценными агентами этой системы, должным образом исполнять функции. Таким образом, сформированная социальная система оказалась в ловушке - люди строили транспорт­ ную сеть для государства и общества, при этом оставаясь без путей сообщения на участках. По­ лиэтническая структура сформировалась, а со­ циальное пространство, в котором она должна была функционировать, не было обеспечено ин­ фраструктурой, прежде всего транспортной. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, на участках строительства железной дороги социальный порядок обеспечи­ вался не только при помощи функционального распределения обязанностей и полномочий на ос­ новании соответствующих норм, но и благодаря правилам, установленным этническими традици­ ями. Поскольку функционально доминирующей на местах группой стали прикрепленные к дис­ танциям представители службы охраны, в част­ ности стражники, то именно они поддерживали функционирование социальной системы по эт­ носоциальному принципу распределения власти. В условиях, когда установленная Строи­ тельным управлением и нормативной системой структура не имела возможности координации и контроля, социальный порядок трансформиро­ вался. Надежда на помощников, представителей военно-полицейской службы, не оправдалась. Не­ смотря на официально определенную иерархию, в ситуации, неподконтрольной вышестоящим начальникам, представители охраны игнориро­ вали социальный порядок, установленный для полиэтнической общности рабочих. * Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-09-00392 «Население Кольского полуострова между двумя мировыми войнами: миграции, мобильность, идентичность». ПРИМЕЧАНИЯ 1Арьева Е. К. История сооружения Мурманской (Кировской) железной дороги: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Петро­ заводск, 1955. 14 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz