Змеева О. В. Мурманская железная дорога: установление и трансформация социального порядка // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2019. - № 6 (183). - С. 107-113.

110 О. В. Змеева попыталось упорядочить систему взаимодей­ ствия в этом искусственно созданном обществе. То есть Управлению необходимо было органи­ зовать и установить порядок для созданной им в районе строительства железнодорожной линии этносоциальной структуры. Группировка рабочих происходила по двум основным критериям: а) по способу привлечения рабочих (добровольно нанятые рабочие, военно­ пленные, мобилизованные военные группы); б) по гражданской принадлежности рабочих (подданные Российской империи, иностранные граждане). Второй критерий представляется су­ щественным. Рабочие, нанятые в регионах Рос­ сийской империи, не подразделялись на этниче­ ские группы, они все причислялись к «русским». Факт принадлежности к российскому граждан­ ству и объединение отдельных этнических групп в одну группу «русских» стали ключевыми ус­ ловиями для установления социального порядка в полиэтнической среде рабочих, на этой основе происходило разделение на «своих» и «чужих» во вновь созданном обществе. «Русские» и ино­ странные граждане объединялись по принципу наличия/отсутствия гражданства. Промежуточ­ ное положение в этой системе занимали группы, которые в Российской империи традиционно на­ зывались «инородцами», «туземцами». Таковыми стали, например, уроженцы Северного Кавказа. С одной стороны, они оставались представителя­ ми Империи, участниками знаменитой «Дикой» конной дивизии - достойными защитниками Го- сударя в Первой мировой войне [11], [14], [17]. С другой стороны, они по-прежнему составляли особую категорию инородцев - «горцев», «кав­ казцев». Строительное управление сумело создать сложную социальную структуру, выделив ре­ шение «рабочего вопроса» в отдельную задачу, несмотря на многочисленные потери участников строительства, которые происходили в результа­ те несчастных случаев, болезней, бегства, остав­ ления рабочего места. Сформированную на строительстве Мурман­ ской железной дороги социальную структуру можно рассматривать как социальную систему - в соответствии с концепцией общей системы действия Т. Парсонса [15], [16], [29]. Социаль­ ная система выполняет преимущественно инте­ гративную функцию, которая в самом простом варианте «состоит в координации составляю­ щих ее элементов, прежде всего человеческих индивидов» [16: 15], [28]. Разнообразные этниче­ ские группы были объединены единой задачей строительства железной дороги, связывающей столицу Империи и Мурманское побережье, обе­ спечивающей прямой выход в воды Северного Ледовитого океана. «Русские, финны, татары, армяне, черкесы, дагестан­ цы, чехи, венгры, немцы, китайцы - были собраны для одной цели и требовали особого напряжения организу­ ющей воли для согласования их действий.. . » . На огромной территории была создана вре­ менная общность рабочих всех категорий ква­ лификации, участвовавших в реализации мас­ штабного государственного проекта. Общество участников строительства было создано ис­ кусственно. Оно имело временный характер и, скорее всего, было бы расформировано или рас­ палось естественным образом по завершении работ на этих участках. Однако естественному развитию событий помешали Гражданская война и интервенция. Главное, что рассматриваемая социальная си­ стема изначально формировалась как полиэтни­ ческая общность. Рабочие имели определенный статус, который, по всей видимости, был также ориентирован на этническую специализацию: китайцы были хорошими землекопами, финны имели опыт работы со скальными объектами, «кавказцы » успешно выполняли функции ох­ раны. Система имела четкую иерархию, для отдельных частей которой были разработаны свои правила и нормы, определяющие способы взаимодействия с другими участниками строи­ тельства. Основными нормативными докумен­ тами, которыми пользовались участники стро­ ительства, были «Положение о военнопленных» (1914 г.)20, «Устав гарнизонной службы», а также отдельные правительственные акты и офици- 21 альные материалы21, инструкции и договоры, разработанные специально для участников стро­ ительства Мурманской железной дороги, в част­ ности «Инструкция стражникам, находящимся на постройке Мурманской железной дороги»22. В целом нормативный аспект социального поряд­ ка в период строительства Мурманской железной дороги был хорошо разработан и обеспечен си­ стемой правовых документов. Управление строительством пыталось со­ хранять порядок на линии, несмотря на суще­ ствовавшие протесты, оставление рабочих мест, этнические и религиозные противоречия. Под­ держанием порядка занимались представите - ли службы охраны. Нормативные документы регламентировали взаимодействия отдельных групп - участников строительства. Так, в «Ин­ струкции с т р аж н и к ам .» были определены функции человека, выполняющего обязанно­ сти представителя охраны: установлен перечень лиц, с которыми ему предстояло взаимодейство­ вать; обозначена иерархия, в структуру которой включена должность. Кроме того, в документе представлен набор потенциальных социальных взаимодействий сотрудника охраны с другими участниками строительства, руководящим со­ ставом, а также прочими лицами, с которыми стражнику, возможно, предстояло контакти­ ровать. Любые его коммуникации, поступки и действия могли иметь негативные последствия

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz