Змеева О. В. Мурманская железная дорога: установление и трансформация социального порядка // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2019. - № 6 (183). - С. 107-113.
110 О. В. Змеева попыталось упорядочить систему взаимодей ствия в этом искусственно созданном обществе. То есть Управлению необходимо было органи зовать и установить порядок для созданной им в районе строительства железнодорожной линии этносоциальной структуры. Группировка рабочих происходила по двум основным критериям: а) по способу привлечения рабочих (добровольно нанятые рабочие, военно пленные, мобилизованные военные группы); б) по гражданской принадлежности рабочих (подданные Российской империи, иностранные граждане). Второй критерий представляется су щественным. Рабочие, нанятые в регионах Рос сийской империи, не подразделялись на этниче ские группы, они все причислялись к «русским». Факт принадлежности к российскому граждан ству и объединение отдельных этнических групп в одну группу «русских» стали ключевыми ус ловиями для установления социального порядка в полиэтнической среде рабочих, на этой основе происходило разделение на «своих» и «чужих» во вновь созданном обществе. «Русские» и ино странные граждане объединялись по принципу наличия/отсутствия гражданства. Промежуточ ное положение в этой системе занимали группы, которые в Российской империи традиционно на зывались «инородцами», «туземцами». Таковыми стали, например, уроженцы Северного Кавказа. С одной стороны, они оставались представителя ми Империи, участниками знаменитой «Дикой» конной дивизии - достойными защитниками Го- сударя в Первой мировой войне [11], [14], [17]. С другой стороны, они по-прежнему составляли особую категорию инородцев - «горцев», «кав казцев». Строительное управление сумело создать сложную социальную структуру, выделив ре шение «рабочего вопроса» в отдельную задачу, несмотря на многочисленные потери участников строительства, которые происходили в результа те несчастных случаев, болезней, бегства, остав ления рабочего места. Сформированную на строительстве Мурман ской железной дороги социальную структуру можно рассматривать как социальную систему - в соответствии с концепцией общей системы действия Т. Парсонса [15], [16], [29]. Социаль ная система выполняет преимущественно инте гративную функцию, которая в самом простом варианте «состоит в координации составляю щих ее элементов, прежде всего человеческих индивидов» [16: 15], [28]. Разнообразные этниче ские группы были объединены единой задачей строительства железной дороги, связывающей столицу Империи и Мурманское побережье, обе спечивающей прямой выход в воды Северного Ледовитого океана. «Русские, финны, татары, армяне, черкесы, дагестан цы, чехи, венгры, немцы, китайцы - были собраны для одной цели и требовали особого напряжения организу ющей воли для согласования их действий.. . » . На огромной территории была создана вре менная общность рабочих всех категорий ква лификации, участвовавших в реализации мас штабного государственного проекта. Общество участников строительства было создано ис кусственно. Оно имело временный характер и, скорее всего, было бы расформировано или рас палось естественным образом по завершении работ на этих участках. Однако естественному развитию событий помешали Гражданская война и интервенция. Главное, что рассматриваемая социальная си стема изначально формировалась как полиэтни ческая общность. Рабочие имели определенный статус, который, по всей видимости, был также ориентирован на этническую специализацию: китайцы были хорошими землекопами, финны имели опыт работы со скальными объектами, «кавказцы » успешно выполняли функции ох раны. Система имела четкую иерархию, для отдельных частей которой были разработаны свои правила и нормы, определяющие способы взаимодействия с другими участниками строи тельства. Основными нормативными докумен тами, которыми пользовались участники стро ительства, были «Положение о военнопленных» (1914 г.)20, «Устав гарнизонной службы», а также отдельные правительственные акты и офици- 21 альные материалы21, инструкции и договоры, разработанные специально для участников стро ительства Мурманской железной дороги, в част ности «Инструкция стражникам, находящимся на постройке Мурманской железной дороги»22. В целом нормативный аспект социального поряд ка в период строительства Мурманской железной дороги был хорошо разработан и обеспечен си стемой правовых документов. Управление строительством пыталось со хранять порядок на линии, несмотря на суще ствовавшие протесты, оставление рабочих мест, этнические и религиозные противоречия. Под держанием порядка занимались представите - ли службы охраны. Нормативные документы регламентировали взаимодействия отдельных групп - участников строительства. Так, в «Ин струкции с т р аж н и к ам .» были определены функции человека, выполняющего обязанно сти представителя охраны: установлен перечень лиц, с которыми ему предстояло взаимодейство вать; обозначена иерархия, в структуру которой включена должность. Кроме того, в документе представлен набор потенциальных социальных взаимодействий сотрудника охраны с другими участниками строительства, руководящим со ставом, а также прочими лицами, с которыми стражнику, возможно, предстояло контакти ровать. Любые его коммуникации, поступки и действия могли иметь негативные последствия
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz