Змеева О. В. Полевой сезон геолога и практики мобильности: к истории минералогических исследований Хибинских тундр // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2018. - № 5 (174). - С. 91-96.

Полевой сезон геолога и практики мобильности: к истории минералогических исследований Хибинских тундр 95 и Ловозерских тундр), но и повышалась эффек­ тивность пребывания специалистов в регионе. Результатами стали открытие редчайших мине­ ралов, оценка запаса рудных месторождений на Кольском полуострове, реализация концепции комплексного использования минерального сы­ рья, создание первой периферической постоянно действующей научной организации, «Мекки для ученых» - Горной станции Академии наук. На­ чалось строительство промышленных объектов и, конечно, новых «социалистических» городов, стремительно выросла численность населения региона. Ни одна геологическая экспедиция не воз­ вращалась в центр без открытий и находок. На Хибинской горной станции регулярно организо­ вывались и проводились научные мероприятия, организатором и участником которых оставался ее директор А. Е. Ферсман. К нему в гости, в не­ обжитый край из цивилизованного центра при­ езжали другие великие люди - академики, гла­ вы учреждений. Если в августе 1920 года отряд А. Е. Ферсмана был единственным в Хибинах, то к концу 1920-х годов их были десятки, а к сере­ дине 1930-х - сотни. За 1920-1936 гг. на Кольском полуострове побывало 485 научных отрядов и экспедиций, изучением богатств этого края занимались, по подсчетам А. Е. Ферсмана, 62 научных учреждения [6: 281]. В экспедиционных условиях и местах про­ ведения полевых работ объединяются разные виды мобильности (см. типологию мобильно­ стей, существующих в современном мире, пред­ ложенную Дж. Урри [12: 79-80]). Полевая работа может соотноситься одновременно с реализацией научного интереса, с туристическим приключе­ нием, временем и местом проведения отпуска, с посещением друзей и родственников и т. д. (см. обсуждение вопросов методологии, методики и практики полевых исследований на Севере [10]). При отсутствии доступных путей, проложен­ ных маршрутов, а иногда и троп трудно подумать об осуществлении индивидуального передви­ жения. Участники геолого-минералогических экспедиций в Хибинские тундры 1920-х годов не только не имели возможности передвигаться ин­ дивидуально - походы в горы были строго регла­ ментированы и не подразумевали передвижение в группах менее двух человек, но и испытывали необходимость в помощи сопровождающих про­ водников и носильщиков. Геологическое поле - всегда «отпускное», в условиях Заполярья - как правило, летнее. Отсутствие инфраструктуры, транспорта, ак­ туальных систем навигации и прочих техниче­ ских средств делает человека маломобильным. Для того чтобы сохранить подвижность, ему необходимо детальное планирование. Но даже четко сформулированный, детализированный план может оказаться несостоявшимся. Иссле­ дователи-полевики оказываются ограничены в передвижении обстоятельствами: природны­ ми (сезонность, дождливость, ветреность и др.), географическими (проходимость, доступность места и др.), социальными, бытовыми, экспе­ диционными (планы, карты, маршруты и др.). Они мобильны тогда, когда складываются благоприятные условия. Обращение к экспе­ дициям А. Е. Ферсмана продемонстрировало вариативность форм мобильности в рамках от­ дельных ее видов и зависимость этих форм от конкретных исторических и локальных кон­ текстов. ПРИМЕЧАНИЯ 1Мурманская железная дорога. Краткий очерк постройки железной дороги на Мурман с описанием ее района. Петроград: Издание Управления по постройке Мурманской железной дороги, 1916. 204 с. 2Алымов В. Население города Мурманска // Население города Мурманска в начале 1926 года (по административному учету, произведенному 12-15 января 1926 года). Мурманск: Издание Мурманского Губернского Статистического Бюро, 1926. С. 3. 3Там же. С. 8-9 4 За Полярным кругом. Работа Академии наук на Кольском полуострове за годы советской власти (1920-1932). Л., 1932. 82 с. 5Ферсман А. Е. История одной тропы (Из истории Кольского полуострова). Л.: Изд-во детской литературы, 1959. С. 66. 6Ферсман А. Е. Три года за полярным кругом. Очерки научных экспедиций в Центральную Лапландию 1920-1922 годов. Петербург: Время, 1924. С. 4. 7Там же. С. 16. 8Там же. С. 59. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. В и т т е С. Ю. О моей поездке на Крайний Север (Мурманское побережье) // Из архива С. Ю. Витте. Воспоминания. Т. 1. Рассказы в стенографической записи. Кн. 1. Рукописные заметки. СПб: Дмитрий Буланин, 2003. С. 355-364. 2. Г о л у б е в А. А. Мурманская железная дорога. История строительства (1894-1917 гг.). СПб.: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2011. 205 с. 3. Д у б р о в с к а я Е. Ю. , К о р а б л е в Н. А. Карелия в годы Первой мировой войны: 1914-1918. СПб.: Нестор- История, 2017. 432 с. 4. К а б ыш З. Каждому - свой Ломоносов / Интервью с Е. А. Каменевым // Мурманский вестник. 2008. 8 ноября. С. 6. 5. К а м е н е в Е. А. История открытий Хибинских месторождений // Дважды Два. 2002. № 39. 27 сентября. С. 15. 6. К и с е л е в А. А. А. Е. Ферсман на Кольском полуострове // Летопись Севера. Т. 6. М.: Мысль, 1972. С. 263-283.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz