Змеева О. В. Полевой сезон геолога и практики мобильности: к истории минералогических исследований Хибинских тундр // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2018. - № 5 (174). - С. 91-96.
94 О. В. Змеева и отдельными группами саамов, ведущими полу кочевой образ жизни. Представители этих двух категорий - профессиональной и этнической групп - стали первыми помощниками и прово дниками «первопроходцев» Хибинских тундр. Одну из первых книг о научных экспедициях в центральную часть Кольского полуострова А. Е. Ферсман посвятил железнодорожным ра бочим. Им, этим страдальцам северной жизни, работникам, оторванным от своей родины, во мраке ночных месяцев и в утомительно длинном дне лета делающим культур ное дело - кто за станционной стрелкой, кто за лентой телеграфа, у железнодорожного полотна или в поселко вой больнице, - им, мурманским железнодорожникам, я посвящаю эту книжку6. В коротком посвящении автор аккумулирует основные проблемы новоселов и будущих пере селенцев заполярного региона: это и природно климатические условия, в которых вынуждены трудиться рабочие, и социокультурные обстоя тельства, и ситуация потенциальной миграции (скорее всего, возвратной, маятниковой или вах товой). Это посвящение - своего рода признание существования особого железнодорожного мира, ленточного социокультурного пространства, не только создавшего возможность реализовать век торное движение на Север, но и призванного обе спечить передвижения по Кольской земле. Проникнуть в заполярный регион было невоз можно не только без железной дороги - линии, соединяющей разрозненные объекты строитель ства, но и без первых проводников, которыми стали сотрудники железнодорожной службы. Наличие рабочих, сопровождавших и обслужи вавших железнодорожные составы, можно рас сматривать в качестве необходимого условия ор ганизации серьезных научно-исследовательских мероприятий в хибинских ландшафтах. Добираться до района проведения исследо вательских работ участникам экспедиции, есте ственно, удобнее всего было по Мурманской же лезной дороге. Время в пути от Петрограда до станции Имандра составляло в 1922 году около трех суток. Передвижение на поезде восприни малось участниками геологических экспедиций как ситуация стабильности. Железнодорожная инфраструктура - как комфортная - «удобный вагон», «уютный железнодорожный домик» и т. п. Видимо, в районе планируемых работ эта инфраструктура являлась единственной стабиль ной. За ее пределами - временные сооружения, горы, перевалы, снеговые поля, палатки, следы костров и оленьи тропы. Железнодорожные и станционные рабочие, будучи нанятыми для выполнения функций но сильщиков, позволяли исследовательским от рядам сохранять мобильность. Администрация экспедиции нанимала рабочих для транспорти ровки тяжелых грузов - провианта, палаток, сна ряжения, отобранных образцов минералов. Одна ко помощь наемных рабочих часто оказывалась результативной только в районах «освоенного» и привычного для них пространства. В услови ях экстремального мира, в который стремились попасть геологические отряды, носильщики, не имеющие необходимых навыков и подготовки, обмундирования и снаряжения, отказывались выполнять требования. С одной стороны, они ос вобождали путь специалистам, инициированным и вошедшим в профессию. С другой стороны, не являясь «покорителями гор», они остерега лись смертельной опасности, боялись сурового, чуждого им мира. При отсутствии постоянного старожильческого населения сведения о горном мире железнодорожники могли получить только у коренных жителей - саами. Знакомство с полу кочевой жизнью, саамским фольклором, вполне вероятно, могло вызвать страхи и остановить приезжего рабочего. Начальник экспедиции ре зюмирует: Рабочие возвращаются обратно; они измучены прой денной дорогой, скалы перевала и снеговые поля напу гали их, детей равнины, русских мужичков; их обувь со вершенно оборвалась; на снежных полях и от сильного холодного ветра они промерзли; им не удалось донести груза до назначенного по диспозиции места, и совершен но измученные они стремятся скорее вернуться домой, подальше от всех ужасов гор7. Адаптированными к местности помощниками были представители аборигенного населения (саами). Перемещаясь при помощи оленей, саам путешествует по Хибинским тундрам, он при способлен к горному климату. Саами станови лись успешными проводниками, места их оста новок - проверенным местом для организации временных баз, а олени - эффективным способом транспортировки отобранных образцов. Четыре оленя связывались гуськом один за другим, и каждый из нас мог вести, таким образом, четырех животных с грузом около 10 п. (пудов. - О. З.) <...>. Но все-таки перевозка тяжелых минеральных грузов на оленях необычно удобна и приятна: олень идет плавно, почти не шелохнется м еш о к .8 Участники первых геолого-минералогиче- ских хибинских экспедиций 1920-х годов оста вались мобильными, прежде всего, в рамках профессии, связанной с полевыми исследова ниями (геолога, минералога). Железнодорожная служба была призвана обеспечить доступ к рай ону работ и регулярность исследовательско го поля. Сохранить активность и подвижность ученым помогали наемные рабочие-носильщи ки, проводники - представители аборигенного населения, а транспортировку тяжелых грузов обеспечивал специфический перевозчик - се верный олень. Постепенно не только увеличивалось коли чество исследовательских поездок, расширялась география экспедиций (изучение Монче-тундры
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz