Змеева О. В. Полевой сезон геолога и практики мобильности: к истории минералогических исследований Хибинских тундр // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2018. - № 5 (174). - С. 91-96.

92 О. В. Змеева Мурманская железная дорога, эта «узкая лента культуры», по яркому высказыванию А. Е. Ферсмана, связала наконец центр страны с Мурманским берегом. Она позволила приез­ жать в северные районы людям, стремящимся найти новый дом на отдаленном севере, желаю­ щим переселиться, а также реализовываться мно­ гим этносоциальным, научным, экономическим и промышленным планам. Вплоть до 1920 года, то есть до ухода интер­ вентов и белогвардейцев с Мурмана, Кольский полуостров воспринимался многими россиянами как неразвитая и малоперспективная территория. Регион, конечно, был труднодоступен, однако отдельные сведения по истории, этнографии, географии и экономике полуострова имелись. Начиная с XVIII века на территории края осу­ ществлялись исследования Петербургской акаде­ мии наук, затем были Финляндская экспедиция, Мурманская научно-промысловая экспедиция и другие. Были получены топографические дан­ ные и составлены карты полуострова, заложе­ ны основы геологических изысканий, регулярно проводились океанологические исследования. Важнейший результат - создание стационарной научной базы - Мурманской биологической стан­ ции. Наиболее результативными научные поиски оказались на побережьях и в районах, омываю­ щих Кольский полуостров Баренцева и Белого морей. Это исследования Н. Я. Озерецковского, И. И. Лепехина, Н. М. Книповича, Л. Л. Брейтфу- са, С. В. Аверинцева, К. М. Дерюгина, Ф. П. Лит­ ке, М. Ф. Рейнеке и многих других. За весь дооктябрьский период изучение цент­ ра полуострова, минеральных и рудных ресур­ сов практически не производилось. Но почва для исследования недр подготовлена была, прежде всего благодаря геологическим экспедициям финского исследователя В. Рамзая и русского ученого Е. С. Федорова. Экспедиции крупнейших специалистов из «столичных» учреждений многократно прово­ дились в 1920-е годы. Комплексные исследова­ ния Мурмана начаты усилиями Северной на­ учно-промысловой экспедиции4 (см. напр.: [7]). 1920-1930-е годы - это десятилетия благополуч­ ного и успешного исследования Кольского полу­ острова, когда осуществлялся советский проект индустриализации и модернизации северных и отдаленных районов страны. Остановимся на исследовании центральной части Кольского полуострова периода так на­ зываемой «хибинской эпопеи» А. Е. Ферсмана, времени геолого-минералогических открытий в Хибинских и Ловозерских тундрах. Особого внимания заслуживает сюжет о первой поездке А. Е. Ферсмана на Кольский полуостров. В июне 1920 года, через два меся­ ца после освобождения Севера от «английской оккупации», сотрудники Академии наук поя­ вились в Мурманском крае. На Кольский полу­ остров приехала комиссия в составе президента Академии наук А. П. Карпинского, академика А. Е. Ферсмана и геолога Геологического коми­ тета А. П. Герасимова. Целью было «представить соображения о развитии производительных сил Кольско-Карельского района и решить вопрос дальнейшего использования Мурманской желез­ ной дороги» [6: 264]. «Разрушенность» Мурма- на, которую наблюдали академики, приехавшие из Петрограда, и разнообразный минеральный мир Хибин, с которым они столкнулись, неод­ нократно упоминались коллегами-геологами, историками и журналистами в качестве первых контрастных впечатлений А. Е. Ферсмана от этой поездки. Вслед за академиком Ф. Н. Чернышевым они сравнивают участников поездки с «пришель­ цами, которые пробудят ее (природу Кольского полуострова. - О. З) к новой жизни» ([14: 141], то же [5: 15]). Это высказывание стало прецедент­ ным, его же использовал Ферсман в экспедици­ онных очерках. Важнейшая остановка произошла на участке Кандалакша - Кола Мурманской железной доро­ ги. Известно, что в связи с отсутствием топлива для паровоза вечерняя запланированная оста­ новка поезда на станции Имандра превратилась в долгую стоянку. Заправка дровами обернулась для единственного минералога из группы, под­ нявшегося на вершину ближайшей возвышен­ ности, десятилетиями исследований Хибинского горного массива и выдающимися открытиями. Для меня сразу же стало ясным, что Хибины - это целый новый своеобразный мир камня и что углублен­ ное изучение природы Хибин не может не привести к крупным открытиям новых полезных ископаемых5. В рассказах Александра Евгеньевича, воспо­ минаниях его спутников и учеников эта случай­ ная остановка приобрела статус знакового собы­ тия. Ее последствиями стали не только научные геолого-минералогические открытия в горных районах Кольского полуострова, но и в целом индустриализация заполярного региона. С одной стороны, Хибины открылись взгляду професси- онала-минералога благодаря проложенной еще в Российской империи железной дороге. Несмо­ тря на поврежденное и местами разрушенное состояние, она привела исследователей к под­ ножию горного массива. С другой стороны, по­ тенциальным открытиям способствовали отсут­ ствие электричества на железнодорожной линии и несовершенная техника, управление которой требовало длительных остановок и выходов за пределы железнодорожных путей. Наконец, спе­ цифика заполярного климата позволила совер­ шить ночную прогулку. «Поздно вечером», но в «светлый полярный день» специалисты смогли не только осмотреть окрестности, но и провести первые наблюдения. Вообще все в этой первой поездке и остановке кажется парадоксальным:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz