Змеева О. В. Саамское предание как «источник» по истории борьбы с лавинами в Хибинах / Змеева О. В., Разумова И. А. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Общественные и гуманитарные науки. - 2017. - № 1 (162). - . С. 67-73.
72 О. В. Змеева, И. А. Разумова культурами. Процесс этот сложен. С одной стороны, при включении фольклорного текста в поле литературы происходит его формаль ная стабилизация, которая «приводит к увели чению количества значений подобного текста, к множественности конкурирующих во време ни истолкований», тогда как «многовариантное устное произведение, как правило, предполага ет одно значение и не требует особых усилий истолкователя для его понимания» [11]. В за висимости от целей, установок, знаний интер претатора, фольклорный текст, будучи по при роде «знаковым», может означать разные вещи, указывать на разные исторические, природные, социальные реалии - по выбору того, кто его использует. В свою очередь, восприятие текста как «фольклорного» способствует свободному с ним обращению и смыслопорождению. В осо бенности это касается бытования в сетевых ком муникациях. Возможности выбора ограничены исключительно логикой повествовательных структур, которые и «удерживают» реальность в фольклоре: «Только через посредство этих структур общественному сознанию могут быть предоставлены матрицы, которые способны обе спечить сохранение и передачу информации, потребной для разных аспектов жизнедеятель ности человеческого сообщества» [9]. Наполне ние их содержанием и наделение смыслами де терминировано личностно и институционально. Так предание о победе саамов над иноземными захватчиками становится свидетельством исто рической значимости работы противолавинной службы в Хибинах. * Статья выполнена при поддержке грантов РГНФ по проектам № 15-11-51004 “а(р)” «Локализация саамских преданий на территории Кольского полуострова» и № 16-11-51002 “а(р)” «Осмысление опыта советской урбанизации арктиче ской территории в мемуарно-биографических источниках: социально-антропологический ракурс». ПРИМЕЧАНИЯ 1Материалы из фондов Историко-краеведческого музея г. Кировска. КП-243 ОДФ-243. Заседание комиссии по принятию мер против снежных обвалов. Машинопись (копия). 1935. С. 13. 2Материалы из фондов историко-краеведческого музея г. Кировска. КП-2925 ОДФ-1614. Зеленой И. К. Опыт первых лет борьбы с лавинами в Хибинах. Машинопись. 1961. Л. 4-5. 3Примечание Визе: «Горы к востоку от озера Имандра». 4 Примечание Визе: «Ущелья в Хибинах против острова Высокого (Tschoksuol)». 5Примечание Визе: «В каньги (лопарская обувь с острыми, загнутыми кверху носками) лопари кладут в виде стелек вы сушенную осоку (трава, растущая в болотах), обладающую большой гигроскопичностью. Осока по-лопарски suijl». 6Примечание Визе: «Вставать - взбираться». 7 Текст оформлен в соответствии с правилами орфографии современного русского языка. Пунктуация сохранена. 8Примечание собирателя сохранено: «Пахта - скалистый склон». 9Примечание автора-мемуариста И. К. Зеленого: «Юлевчорр находится к северу от Кировска». 10Примечание собирателя сохранено: «Вставать - взбираться». 1 Примечание собирателя сохранено: «Пахта - скалистый склон». 12Хибины. «Ущелье мертвых» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arkthur-kl.livejoumal.com/781345.html (дата обращения 12.09.2016). 13 Как лопари хитростью от врагов избавились // Кольский полуостров - Реальность. Легенды. Сказки. Истории [Элект ронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shvedirina.ru/kak-lopari-khitrostyu-ot-vragov-izbavilis (дата обращения 12.09.2016). 14Юмъекорр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1543.Su/khibiny/pass/2/info.htm (дата обращения 12.09.2016). 15 Перевал Юмъекорр (Ущелье Мертвых) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wikimapia.org/7844912/ru (дата об ращения 12.09.2016). 16 Безумные похождения москвичей в Хибинах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://factum.diary.ru/p127315556. htm (дата обращения 12.09.2016). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. А н и с и м о в М. И. Снег и снежные обвалы / Акад. наук СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 99 с. 2. Г о р ы ш и н Г. А. Лавина // Хибины: Повести, рассказы, очерки. Л.: Сов. писатель, 1979. С. 160-198. 3. З ю з и н Ю. Л. Хибинская лавиниада. Вологда: ООО ПФ «Полиграф-Книга», 2009. 332 с. 4. К р и н и ч н а я Н. А . Предания Русского Севера. Л.: Наука, 1991. 328 с. 5. Л е в и н т о н Г. А. Предания и мифы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/levin- ton4.htm (дата обращения 12.09.2016). 6. Л о с е в К. С. По следам лавин. Л.: Гидрометеоиздат, 1983. 136 с. 7. М о к и е н к о В. М. , Н и к и т и н а Т. Г. Большой словарь русских поговорок. М.: Олма Медиа Групп, 2007. 784 с. 8. Народный эпос русских лопарей. Материалы / Собр. В. Ю. Визе // Известия Архангельского общества изучения Русско го Севера (Журнал жизни Северного Края). 1917. № 1. С. 15-24. 9. Н е к л ю д о в С . Ю . Заметки об «исторической памяти» в фольклоре // АБ-60: Сборник статей к 60-летию А. К. Бай- бурина. СПб: Изд-во Европейского университета в С.-Петербурге, 2007. С. 77-86. 10. Н е к л ю д о в С . Ю . О мифологических моделях в устной традиции // Мифологические модели и ритуальное пове дение в советском и постсоветском пространстве: Сб. статей / Сост. А. Архипова. М.: РГГУ, 2013. С. 7-15. 11. Н е к л ю д о в С. Ю. Традиции устной и книжной культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthe- nia.ru/folklore/neckludov6.htm (дата обращения 12.09.2016). 12. П а ц и я Е. Я . , Р а з у м о в а И. А. Genius loci (А. Е. Ферсман) // Северяне: Проблемы социокультурной адапта ции жителей Кольского полуострова. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2006. С. 60-69.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz