Змеева, О. В. «Я поеду в отпуск домой...» : (северяне в гостях у родственников) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». – 2011. – 3 (6), вып. 2. – С. 29-41.
Летом, когда у большинства родственников отпуска, близкие члены семьи стараются собраться вместе. У бабушки (маминой) в это время года съезжаются все дети (трое), со своими семействами (женой, мужем, детьми, внуком), стараются так выбраться в отпуск, чтобы увидеть родного брата или сестру, чтобы провести, прожить хоть несколько дней вместе, а главное - вместе с мамой и папой (как былораньше) (Ж, 1983 г.р.). В отпуске у родственников северяне сталкиваются и с печальными событиями («Ехали в отпуск, а попали на похороны...»). Для тех, чей родиной не является Кольский Север, обязательными в каждый приезд являются поминальные мероприятия, в частности, посещения могил умерших родственников. «По возвращении на родину принято сходить поклониться родителям на могилки, возобновляя связь с ушедшими поколениями рода, а вместе с тем и с родной землей» [Щепанская, 2003: 368]. Нам стало известно несколько случаев, когда жители Заполярья ездят на родину предков только для того, чтобы посетить могилы родственников, поскольку живых в этой местности уже никого не осталось. Таким образом, поездка в отпуске на могилу родственников является ритуальной: Была большая помощь, незабываемая и я старалась их тоже не забывать, бываю намогилках, хотя они за три тысячи километров (Ж, 1950 г.р.). Некоторые даже считают, что они должны появляться на кладбище в определенные календарные сроки (например, во время религиозных праздников): В деревне мы всегда поминаем родителей в так называемую Родительскую субботу. За день до субботы мы ходили с бабушкой на кладбище (естественно, если мы ездили в деревню), убирали могилки, бабушка рассказывала нам об этих людях, об истории их жизни, разбавляла свойрассказ смешными ситуациями, связанными с этими людьми (Ж, 1984 г.р.). Отпуск у родственников может быть сопряжен с разочарованиями. Их источниками, как правило, являются неоправданные ожидания в отношении родственников, а также межпоколенные противоречия. Часто разочарования, особенно детские, вызваны несовпадением моделей поведения и отношения к окружающему миру городских и сельских жителей, местных и приезжих. Самые яркие примеры находим в детских воспоминаниях об отношении к животным в деревне. Для городского ребенка открытием становится тот факт, что домашние животные в сельской местности нередко выращиваются с целью их потенциального убийства. Городские жители несколько иначе воспринимают животных, приписывают им антропологические свойства и т.д. Детям важна «дружба с животными». Соответственно, если в присутствии ребенка происходит забой скота, что является нормой для сельского жителя, то для приезжих это может стать серьезной психологической травмой: Но самое печальное для них (и также для меня в детстве) было, когда дедушке приходилось убивать какое-нибудь животное. Даже мне было очень неприятно заходить в сарай, в котором висели шкурки - иногда я даже плакала по этому поводу (Ж, 1986 г.р.). В детстве наиболее тесно с животными я общался, приезжая на лето к тете Вале. У нее всегда было много домашних животных: куры, которые жили сами по себе, и я их не замечал. Свинья, которая была всегда новая, и поэтому дружить с ней я не мог (М, 1952 г.р.). Дело в том, что наши самые близкие родственники живут в деревне и относятся к животным не как мы. В связи с этиму меня с ними постоянно возникают ссоры (Ж, 1983 г.р.). 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz