Змеева, О. В. «Я поеду в отпуск домой...» : (северяне в гостях у родственников) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». – 2011. – 3 (6), вып. 2. – С. 29-41.

Мы любим летом ходить в лес. Там находится удивительно красивый сосновый бор. В этом лесу мы собираем грибы - лисички, также ягоду - малину, чернику, землянику. Лес очень богат дарами природы. Собираем также на полях много лекарственных трав для себя. Рядом с селом находятся поля с пшеницей, кукурузой, подсолнечником (Ж, 1983 г.р.); Я всегда вспоминаю лето, проведенное в деревне с огромным удовольствием (Ж, 1985 г.р.). Мы с ней сядем где-нибудь в тенечке, я ела этот хлеб, а бабушка рассказывает мне разные истории. Тогда я не осознавала, какое это прекрасное время. Мне было просто очень хорошо, уютно. Эти ее рассказы представляли для меня что-то замечательное, самое интересное (Ж, 1984 г.р.). Дети в данной связи заслуживают особого рассмотрения. Детский отдых проходит под знаком свободы, «всё-возможности» и иногда - вседозволенности. Детям в отпуске многое разрешено, они являются той категорией, для которой в летний период практически не существует правил, установленных взрослыми. Они сами планируют свой день, свое общение и т.д. Конечно, существует ряд организованных видов деятельности, в которых активное участие принимает подрастающее поколение: помощь по дому, огороду, забота о животных и т.п., но в том, что касается досуга, они обычно предоставлены сами себе. Собственно организованный и контролируемый взрослыми досуг нам встретился в описании лишь одного случая. Речь шла о концертах и творческих занятиях с детьми, которые проводились в вечернее время, а контроль осуществлялся с помощью внедрения системы дневниковых записей: Мы заводили дневники (так школьниками мы еще не были, это нам казалось признаком взрослости и жутко нравилось), где расписывались поведения, посильные домашние задания, работа в огороде, участие в художественной самодеятельности (Ж, 1982 г.р.). Неорганизованный отдых более разнообразен и даже в некоторых ситуациях выходит за рамки социальных норм (мелкое воровство, например). Самыми распространенными видами деятельности для детей являются купание в реке или другом водоеме, прогулки на свежем воздухе, гуляние до позднего времени суток, всевозможные игры, катание на велосипеде и т.п. Особым занятием для детей, отдыхающих в сельской местности, становится забота о домашних животных. Мурманчане, видимо, не так часто контактирующие с домашними животными, проявляют интерес к разнообразию живности в деревне, считают животных своими друзьями, ухаживают за ними, тем самым приобретая полезные навыки: А ещё у моей бабушки и дедушки есть козы и их надо пасти, и когда приходит наша очередь пасти, я всегда с дедушкой ходила, помогала ему. В стаде было около восьмидесяти коз. Однажды мы с дедушкой пасли, и начался дождь, дедушка мне из сена сделал шалаш, а я взяла маленького козлёночка и мы с ним в этом шалаше спали (Ж, 1982 г.р.); Мне очень нравилось ходить на ферму, которая почему-то называлась двор, и смотреть там на новорожденных телят, которые пахли молоком и всегда старались зажевать твою одежду (Ж, 1982 г.р.). В воспоминаниях о детстве много места занимает тема общения со старшими родственниками. От них можно было получить знания, которые ретроспективно оцениваются очень высоко. Исключительную роль в трансляции семейной информации играют бабушки, которые являются знатоками истории рода и делятся знанием со своими внуками. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz