Змеева, О. В. Вперёд ... к посёлку городского типа! // Северяне: проблемы социокультурной адаптации жителей Кольского полуострова / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2006 . – С. 82-86.

"В 53-м году приехала сюда стройка, сюда, значит, заключенные первым делом стали строить дороги, вот чтоб ходили машины <.. .> Зона да, была зона, ну, в общем, жили заключенные, жили все, здоровая проволока была" (F, 1934 г.р.); "А там поселок был, там эти, как их, зеки были, мы еще. Они ездили на работу на машине. Да и зимой и летом машины открытые, они сидят. Зеков много было. Они делали, они в Титане ... столовая для них там, ну, не знаю сколько там. Их возили, строили они, там карьеры были, строили они. Они и железную дорогу отсыпали и автодорогу отсыпали" (F ’ 1938 г.р.). Вспоминают информанты и о том, что заключенные находились в поселке недолго. Они были привезены сюда, по мнению респондентов, лишь для выполнения определенных функций, работали вместе со свободными рабочими, пока не появилась так называемая мехколонна, которая взяла на себя строительство этих объектов (автомобильной и железной дорог). "Ну, я не знаю, это я даже не могу вам сказать почему, но называлася, я приехала, стройка-509" (F, 1934 г.р.). Считается, что стройка № 509 существовала как объект ГУЛАГа, основной деятельностью которой было дорожное строительство: "На территории Мурманской области с 1928 по 1960 гг. работали заключенные следующих лагерей ГУЛАГа: <.. .> Стр-во 509 и ИТЛ <...> Ст.Титан - п.Иоканьга 509-я стройка МВД. Строительство шоссе ижелезной дороги. Дорога не построена" [Мурман, Хибины 2002, с.36-37]. Дальнейшая судьба заключенных осталась неизвестна информантам, и только одна из респонденток утверждает, что они были отправлены на строительство Нового города, т.е. в Апатиты: "А потом куда их дели, они отсюда в Новый город. В Апатитах, новый город они строили, вот так и назывался Новый город" (F, 1938 г.р.). "... Там тюрьма была, вот где дачи. Вот там была тюрьма. А мы вот приехали в 57-м году, уже тюрьмы не было, они ее только-только выселили..." (F\ 1942 г.р.). "Срок строительства - с 25 августа 1951 по 2 июня 1953 года. <...> Планы были жесткими, но стройка стала сбоить с самого начала. Не было проектно­ сметной документации 14 филиала Московской конторы железнодорожного проекта, созданного специально для 509 строительства, поэтому строители лишь с 1951 года приступили к работе <...> Лишь в 1952 году все силы были брошены на основное задание - освоение трассы от ст.Титан на 110 км и укладку 50- километрового рельсового пути [Мурман, Хибины .., 2002, с.48-49]. Заключенных выселили отсюда не потому, что была выполнена основная производственная цель, как об этом и говорят информанты ("...А железную дорогу строили уже мехколонна а совершенно по другой причине, о которой наши респонденты, конечно, не могли знать: "Постановлением Совмина СССР от 28 марта 1953 г. исправительно-трудовые лагеря и колонии, входящие в архипелаг ГУЛАГ, переданы из МВД в Министерство юстиции. Вскоре ему же были переданы и лагеря, входящие в состав производственных, в том числе и Управление ИТЛ строительства № 509 <...> Было принято решение о консервировании целого ряда подобных строительств, в том числе строительства № 509. Лагерь был передан в состав Белоречлага, расположенного на ст.Апатита. <...> Жилой поселок и сооружения на ст.Титан достались Кировской железной дороге. Так бесславно закончилась история стройки№ 509" [Мурман, Хибины.., 2002, с.53]. И все же к середине 1950-х годов не без помощи заключенных "... построен жилой городок из 25 сборно-щитовых бараков и 27 деревянных 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz