Змеева, О. В. «Места памяти» г. Оленегорска // Всероссийская конференция молодых ученых «Российская наука и освоение Евро-Арктического Севера: история, перспективы», [26-29 сент. 2012 г., Мурманск] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – С. 16-20.

Однажды Речки принесли тундровику черные блестящие крупинки. Не мог тундровик отвести глаз от них: так эти крупинки переливались, сверкали на солнце. Приказал он своим детям побольше насобирать этих сокровищ. <.. .> Покрыл тундровик эти скалы мхом и лесом. А сам ушел с детьми в другие края собирать новые сокровища. Долгое время ходили по этой горе только хищные звери, да пасся красавец-олень. Но вот однажды чуткое ухо оленя уловило неясные звуки. По топким болотам и дремучим лесам пробирались люди. Подошли они к горе и оста­ новились, пораженные гордым видом оленя. Тот стоял на самой вершине горы с высоко поднятой головой. Вдруг метнулся олень прочь, полетели из-под копыт снопы искр. Удивились люди, подошли к тому месту, где стоял олень, но кроме бархатного мха ничего не увидели. Приподняли они тогда мох и обнаружили под ним черные скалы, - Железо! - воскликнули они. Да, то была железная руда - сокровища тундровика. В благодарность оленю, указавшему путь к руде, и назвали люди го­ ру Оленьей. А около горы построили город и дали ему имя Оленегорск. Далеко в леса умчался олень. Но, чтобы не забывать о нем, люди поставили в центре города изваяние оленя <...>». (Попова В. Правда и вымысел в «Легенде о горе Оленьей» // Заполярная руда, 2007, 24 ноября). Впервые опубликованная в 1967 г., «Легенда...» стала широко из­ вестна среди юных жителей города. Постепенно текст стал функциониро­ вать без упоминания автора, и легенда на какое-то время стала народной, все чаще воспринимаясь в качестве городского (или даже «до-городского») фольклора. Несмотря на то, что текст «Легенды...» изначачьно был ориентиро­ ван на детскую аудиторию, сегодня он широко используется взрослым на­ селением, легенду часто рассказывают гостям города, когда речь заходит о городских скульптурах, в первую очередь, скульптурах оленей: «Значит, геологи искали здесь руду, приехали и искали, вот они по лесу ходили-ходили и увидели оленя, пошли вон на ту горку и увидели руду. Это легенда такая, нашли там руду и построили город» (Ж., 1989 г.р.). Легенда воплощается не только в детском творчестве, современный герб города также можно считать олицетворением «детской истории», кроме того символика оленя, показавшего руду, достаточно распростране­ на в городе. «Легенда» о горе, олене и открытии месторождения в каком-то смысле затмила имена Н. Зонтова и Д. Шифрина. В отличие от главного символа города - оленя, как справедливо заметил А. Лубошев, «имена этих воистину знаковых для города людей в местной топонимике не увековече­ ны» (Лубошев А. // Заполярная руда, 2004, 10 июля). 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz