Змеева, О. В. «Отцы и дети»: проблема сохранения этничности и возможности адаптации «кавказцев» на Кольском Севере // Региональное сообщество в период социальных трансформаций: Кольский Север, начало XXI века / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2007. – С. 116-121.

В заключение отметим, что на сохранение этничности мигрантов в исследуемом регионе влияет множество обстоятельств. Разумеется, нужно учитывать личностные характеристики, которые в той или иной степени отражаются на изменении этничности. Кроме того, трудно выделить какой-либо фактор, непосредственно влияющий на трансформацию этнической идентичности, скорее, стоит рассматривать их совокупность, которая в каждом отдельном случае выступает в особой конфигурации. С одной стороны, этническая принадлежность родителей информантов и место рождения до известной степени отражаются на этническом самосознании. Если человек - выходец из гетероэтничной семьи, то он более приспособлен к условиям поликультурности в том случае, если владеет языками, контактирует (в том числе имеет дружеские отношения) с представителями других этносов. Но для этой группы информантов характерна двойственность этнической идентичности при свободе межэтнических контактов. С другой стороны, было бы ошибкой объявлять данные характеристики закономерными, так как среди информантов были вполне адаптированные выходцы из моноэтнических семей, при этом с изменившейся (по сравнению с родителями) этничностью. Вынужденные мигранты (выходцы из моноэтнических семей), сохраняя этническую идентичность, не вписываются в пространство межэтнических контактов. И среди тех, кто родился на Севере, был информант, этничность которого не растворилась в поликультурности. Межпоколенческие взаимоотношения также влияют на категорию этничности. Мы разделили информантов на тех, кто имеет собственных детей - "родители", и тех, кто еще не создал свою семью, - "дети". Родители-"кавказцы", чьи дети родились на Севере, меняют свои установки в отношении других этносов, так как "детские" коммуникации расширены. Молодые люди подтверждают разницу в межэтнических отношениях старшего поколения и своего. При этом выявляется назревающая (или уже существующая) проблема "языкового сдвига", и, возможно, как следствие, этнического и культурного сдвига подрастающего поколения. Очевидно, что у "детей" идентичность трансформируется: они больше вписаны в "местную" культуру, свободно владеют русским языком. Возможно, поэтому "детям" легче изменить этничность или использовать ту, которая более удобна в конкретной ситуации. "Родителям" же приходится отказываться от этнического воспитания детей, чтобы те чувствовали себя спокойнее в пространстве титульного этноса и в полиэтничной среде. Литература Вахтин Н.Б. Языки народов Севера в XX веке. Очерки языкового сдвига. - СПб., 2001. Касаткина Н.В. Особенности адаптации этнических групп в современной Литве // Социологические исследования. - 2004. - № 5. - С.46-54. Налчаджян А.А. Этнопсихология. - СПб.: Питер, 2004. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации // Социологические исследования. - 1997. - № 8. - С.40-47. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz