Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.

с трудностями, но они связаны, скорее, с климатическими особенностями, чем с этническими противоречиями [Разумова, 2006.; Разумова, Змеева, 2007; Штаммлер-Госсман, 2007]. По нашему предположению, на сохранение или изменение этнической идентичности в результате миграции дополнительно влияет региональный фактор. Возможны отказ от этничности или ее частичное оттеснение за счет развития локальной идентичности. «Идентичность «Мы - северяне» выполняет функции сохранения единства между различными социальными и этническими группами, преодоления комплекса провинциализма и периферийности» [Измоденова, 2008: 68]. Для самих переселенцев одним из мотивов миграции на Север является отсутствие коммуникативных проблем, связанное со специфическими социальными характеристиками территории: Возвращаются некоторые, кто уезжали, тяжело в средней полосе жить, общение совсем другое (М., 1949 г.р.). Опыт адаптации разных поколений кавказцев Этническое самоопределение индивида зависит в основном от самоопределения членов его семьи, а именно от этнической идентификации родителей, и от того, какой язык используется при общении в семье. Рассмотрим, насколько универсальны и действенны два этих способа выяснения идентичности при переходе от поколения к поколению. Для этого всех информантов-«кавказцев» следует условно разделить на две группы: на родителей, то есть тех, кто имеет детей, и на детей. С одной стороны, рождение ребёнка на территории нового проживания служит для родителей стимулом закрепления на ней. С другой стороны, социализация детей в инокультурной среде через детский сад, школу, университет значительно сказывается на коммуникациях в семье, является причиной расхождений во взглядах поколений на сохранение этничности. Дети, родившиеся в России, учатся здесь и не желают уезжать на родину родителей. Из-за детей информанты-родители не решаются покидать северные края, хотя и мечтают об этом. Они убеждены в том, что дети должны жить с родителями и если они (родители) планируют уехать, то и дети последуют за ними. Проблема возвращения на родину, видимо, является одной из причин семейных конфликтов, так как мнения членов семьи, как правило, различались. Наблюдаются и другие противоречия в жизненных стратегиях и представлениях детей и родителей : часть молодых информантов идентифицировали себя с русскими, в том числе и дети из моноэтнических «кавказских» семей. Особого внимания заслуживает проблема сохранения и трансляции этнического языка. Информанты, родившиеся на Кавказе или прожившие там какое-то время, могут общаться на родном языке. Дети же, родившиеся на Севере даже в моноэтнической семье, либо вообще не знают родного языка родителей, либо понимают его, но не желают им пользоваться даже в бытовом общении: Они разговаривают между собой, мы понимаем язык. Да, мы понимаем. < ...> То есть, как бы никаких склонений, акцента нет. Мне кажется, что это будет настолько глупо и смешно, просто лучше не 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz