Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.

использованием материнского языка в определенных сферах. На Севере же, если обобщить точки зрения информантов, ситуация с этническим составом населения похожая, но межэтнические взаимодействия постоянно осуществляются на всех уровнях, во всех сферах жизнедеятельности. Особенно это характерно для советского времени, когда люди объединялись в группы не столько по этническим признакам, сколько на основе совпадения интересов. Переселенцами подчеркивались социальные различия на территориях, они пытались выразить и доказать преимущества жизни на Севере, сравнивая его либо с югом России, либо со своей этнической родиной: Все по-старому живут, а в городах, где промышленность остановилась, люди все в таком же состоянии, где бы работу найти, поэтому из Кавказа приток сюда населения людей, работу ищут здесь только, так-то что. Там даже в те времена тяжело было найти работу, а щас тем более... (М., 1949 г.р.). О конфликтных ситуациях на родине информанты упоминали реже, для них важнее экономический кризис, поразивший республики СССР в постперестроечный период. Проблема трудоустройства - основная причина миграции. Направление же миграционных потоков информанты-«кавказцы» связывали с тем, что они называли «другим общением» на Севере. По их мнению, различия между жителями северных и южных территорий России существенны: Да, разница есть большая.... Ну здесь более открытые люди. Ну, тут можно разговаривать с людьми о чем-то так. А в Старом Осколе мне что вот это не понравилось, что там общения нету у людей, они какие- то замкнутые, какие-то жадные до всего... Вот встретятся - только разговоры, где заработать, что заработать... (М., 1949 г.р.); Да, они просто увидели, что такое Север, тогда они, может, посчитали, на юге будет лучше, хотя я не считаю, что на юге лучше .< ...> Нет, на юге, кстати, на юге люди намного злее, чем на Севере (Ж., 1984 г.р.). Информанты практически не употребляют термины, обозначающие этнические группы, а склонны заменять их обобщающими понятиями, такими как «северяне» - «южане», «северные» - «южные люди» [Змеева, 2009: 28-31]. Таким образом, сравниваются не этнические, а более крупные локальные (региональные) группы, противопоставляемые географически. В характеристиках «южан» у информантов-«кавказцев», как и у местных жителей, преобладают следующие качества: «замкнутые», «жадные», «завистливые», «злобные». Спектр характеристик «северян» иной, качества меняются на противоположные: «открытые», «простые», «желающие помочь». Обобщенная точка зрения вынужденных мигрантов не соответствует мнению остальных опрошенных, приехавших по свободному выбору. Добровольные мигранты в большей степени склонны относить себя к региональной группе «северян» независимо от этнических различий. Судя по их высказываниям, на Севере идентичность как будто размывается, тогда как в более южных регионах, наоборот, закрепляется и актуализируется. Территория прибытия и сейчас продолжает восприниматься и репрезентироваться как пространство социальной солидарности, и результатом является «легкость» адаптации мигрантов. Переселенцы сталкиваются 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz