Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.

исследования, позволяют выявить некоторые модели поведения мигрантов и особенности адаптации переселенцев. Биографические рассказы всех информантов объединяет тема исторической родины. Родина значима для всех, но для одних - это место, куда они должны обязательно вернуться или хотя бы съездить, если не были, так как там жили предки, а для других - это просто место отдыха. Сохраняется непосредственная связь мигрантов как с новым местом, так и с родиной, и в этом смысле их можно считать трансмигрантами, «они развивают и поддерживают множественные семейные, экономические, социальные, организационные, религиозные и политические отношения, пересекающие границы» [Glick Schiller, Bash, Blanc-Szanton, 1992]. Сравнение нового места жительства (Кольского полуострова) с родиной происходит в двух ракурсах: они сопоставляются или противопоставляются. С одной стороны, Хибинские горы похожи на Кавказские горы, на обеих территориях расположены малые города, объединяемые различными ассоциациями, там и здесь сосуществует полиэтничное население. С другой стороны, на Севере спокойно, на родине - конфликты и войны, здесь - «все вместе», там - «каждый сам за. себя» и т.д. Таким образом, стереотип родины разрушается на уровне взаимодействий и сохраняется при упоминании экзотических природный условий, традиционного уклада: Чайхана там все, там очень, очень красиво, идешь, дорога, виноград, яблоко, гранаты (М., 1933 г.р.); ...в Чечне, и потом вот случилась война, то, что жить там стало невыносимо (М., 1977 г.р.). Оценка мест «жизненных маршрутов» зависит от их географического положения, контрастности облика, сложившихся в регионах экономико­ политических ситуаций, социокультурных различий. Можно предположить, что процессы адаптации имеют региональную специфику. Осознание отсутствия (сглаженности) межэтнических проблем становится важным показателем стабильности региона и условий для быстрой адаптации новых мигрантов, несмотря на экстремальные природные условия [Разумова, 2005]. Об адаптации кавказцев свидетельствуют только косвенные признаки, среди которых мы можем назвать время проживания, взаимодействие с местным населением, общение на русском языке вне семейных и родственных контактов, отсутствие этнических конфликтов в области, рождение детей и т.д. Женщины адаптируются в процессе «вторичной социализации», приобретая профессию, обучаясь языку, взаимодействуя с местными жителями. Для мужчины в качестве одного из вариантов включения в местное сообщество может быть женитьба на русской (местной) женщине. Трансформация этнической идентичности Проблемы сохранения идентичности сегодня особенно актуальны, так как количество мигрантов (включая «кавказцев»), которые предпочитают сохранять свои культурные традиции и привычки, в стране постоянно увеличивается. Вопросы, связанные с изучением этничности, этнических групп, этнической идентичности, идентификации, имеют традицию изучения и 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz