Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.

азербайджанцев. Численность их земляков в северных городах достаточна для того, чтобы употребление материнского языка не ограничивалось семьями: Никто не разговаривает по-русски, да, раньше не разговаривал, кроме меня, поэтому приходилось по-азербайджански разговаривать (М., 1970 г.р.). Представители других этнических групп (армяне, грузины) использовали родной язык лишь в семейном узком кругу: Три семьи общаемся по-армянски, выходим куда-нибудь - тогда по- русски. <...> Так хорошо разговаривать, конечно, неумела, ну так я все понимала, но отвечать трудности били, но все равно же смогла сказать то, что хочу, долго, но сказала» (Ж., 1962 г.р.). Обращает на себя внимание, что все «старожилы» подчеркивали идею многонациональное™, дружбы народов и т.д. С их точки зрения, акцентировать внимание на этнической принадлежности означает «выпячивать себя». С точки зрения успешного взаимодействия с местными жителями, этничность еще в относительно недавнем прошлом воспринималась как барьер для взаимопонимания. Сложности адаптации ассоциировались только с природно- климатическими и бытовыми условиями. Современные мигранты, напротив, склонны демонстрировать этническую принадлежность или манипулировать ею. В сформировавшемся сообществе им легче найти поддержку и при необходимости объединяться против других. «Земляки» для них - любые выходцы с Кавказа: Здесь между азербайджанцами и армянами очень дружеские отношения, как родные поддерживают друг друга, если надо <...>. Считают своими родными, земляками, и мы идем с ними покупки какие- то делать, очень хорошо принимают, например, русские что-то просят - не дают, да, с подвала, а нам дают как своим (Ж., 1962 г.р.). Мигранты нового поколения не испытывали сложностей бытового характера, поскольку на родине отсутствовал не просто бытовой комфорт, но и минимально необходимые для жизнеобеспечения условия: Стекла стали вылетать, все начало вылетать, <...> я в подвале жил, а мама с отцом, это, в ванне, там спали, потому что стреляли... (М., 1977 г.р.). До определенного момента для «кавказцев» не было и правовых проблем, они легко приживались даже без документов. В отсутствие бытовых неудобств, для них становятся актуальными более глобальные проблемы, определяемые социально-политическими, административными обстоятельствами: например, проблема пересечения границы в обстановке военных действий, ужесточение режимов въезда и выезда, оформление миграционных карт и т.п. Вместе с тем, в пространство межэтнических коммуникаций практически не вписываются вынужденные мигранты, беженцы. Для них остается актуальной возвратная миграция: Родина есть родина. И мы все мечтаем... (М., 1965 г.р.); Но так как мы приехали временно, ну думали, что сегодня, завтра и вернемся, ну так и остались здесь (М., 1953 г.р.). Мы далеки от того, чтобы делать обобщения на основе имеющихся в настоящее время материалов, но и те данные, которые удалось получить в ходе 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz