Змеева, О. В. «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере / О. В. Змеева ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2011. - 95 с.
день не являются мигрантами, но, поскольку нас интересует миграционный период их жизни, мы считаем логичным использовать указанные обозначения. «Кавказцы» доперестроечного периода, как правило, попадали в Заполярный регион страны по следующим причинам: мужчины - благодаря распределению на работу, службе в армии; женщины приезжали исключительно вслед за супругом. Наряду с объективными причинами переезда важную роль играли и дополнительные благоприятствующие обстоятельства. Как правило, в беседе с переселенцем выясняется, что к моменту его переезда на территории Мурманской обл. уже проживал какой-либо родственник. Обычно этим родственником является дядя главы семьи. В начальный период обустройства на новом месте наличие родственника становилось необходимым: без него невозможно хорошо устроиться на работу, получить квартиру и т.д. Но «дядя» присутствует в жизни мигранта только в первое время, на начальном этапе адаптации, потом он исчезает из биографического сюжета, как правило, без объяснения причин: И вот к дядька приехал, строился по специальности <...>, вот в «Апатитстрой» устроился столяром-плотником на три года. <...> Дядя сам через два года уехал, я остался здесь (М., 1963 г.р.). Наличие «дяди» актуально для биографий представителей традиционных этнических групп. Интерпретировать данное обстоятельство можно по-разному. Как известно, авункулат, или аталычество, - одна из форм установления искусственного родства, обычай воспитания ребенка вне родной семьи . С одной стороны, переезд к дяде в самом начале семейного жизненного пути мог быть простым совпадением (здесь мог проживать и не дядя, а другие родственники), но, с другой стороны, переселение на Север к родственникам может быть связано с трансформировавшимся обычаем аталыческого воспитания. Наблюдается своего рода опека со стороны дяди, но опекается уже не ребенок, а взрослый племянник, который оказался фактически в положении ребенка, не имеющего опыта жизни в непривычных климатических, социокультурных и прочих условиях. Возможно и другое объяснение, связанное с взаимовыгодным использованием мигрантских сетей . Оно состоит в том, что те, кто приехали позже, получают помощь, необходимую в начальный период обустройства на новом месте, а обосновавшиеся ранее - благодарных соотечественников в качестве вероятных клиентов и возможность расширения внутриэтнического общения [Boyd, 1989]. Сами информанты не вдавались в тонкости, ограничиваясь простыми «житейскими» объяснениями: *До XIX в. обычай сохранялся у многих горских народов Кавказа. Дети, чаще всего мальчики, передавались на воспитание в «чужую» семью после рождения и возвращались к родителям по достижении совершеннолетия (подробнее см.: [Першиц <(Трайде, 1986; 38, 39; Карпов, 1993: 199-213]). Мигрантские сети - особая разновидность социальных сетей, цепочки связей, соединяющие людей по месту выхода и прихода. Как пишут Хилари Пилкингтон и Анна Физакли, «если мы хотим понять структуру расселения мигрантов, особенности их занятости и связей с родиной, сеть таких цепочек, покрывающая и личные связи (внутри семьи, между друзьями, внутри локальной общности), и посреднические (предоставляемые агентствами по трудоустройству, частными посредниками и т.д.), имеет решающее значение» (см.: [Пилкингтон, Физакли, 1999: 91]). 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz